Компромисс интересов

Известно, что руководитель компании несет ответственность не только перед акционерами-собственниками, но и перед сотрудниками компании, покупателями, кредиторами, поставщиками, государством и обществом в целом. В данной ситуации довольно сложно учитывать интересы и требования всех перечисленных групп:

акционеров — в получении высоких дивидендов;

менеджеров — в высоком социальном статусе, карьерном росте и высоком жаловании; сотрудников — в получении соответствующих зарплат и сохранении рабочих мест; покупателей — в приобретении качествен ных товаров по минимальным пенам; поставщиков — в соблюдении стабильных условий поставок;

общественности — в сохранении окружающей среды.

В результате строгая ориентация фирмы на получение максимальной прибыли становится невозможной и не реализуемой на практике целевой установкой. Как, впрочем, нереалистична и любая другая цель, учитывающая интересы только одной группы давления

На самом деле цель фирмы выглядит как сложный компромисс. Ее можно было бы описать какой формулой вроде: мы стремимся к получению наибольшей возможной прибыли при условии, что это не заставит нас снижать реальную заработную плату (в противном случае неизбежна забастовка и из-за нее все равно недополучение прибыли); что мы не войдем в прямой конфликт с органами защиты окружающей среды (в противном случае неизбежны штрафы и из-за них снижение прибыли); что лучшие менеджеры будут иметь на нашей фирме не худшие условия работы, чем на конкурирующих фирмах, что и т.д.

Максимизация прибыли как аппроксимация комплекса целей. Предыдущие рассуждения убедили нас в том, что у фирмы может быть множество целей. Получение и (или) максимизация прибыли является лишь одной из них. Однако, несмотря на имеющееся разнообразие целей, экономической организации приходится разрабатывать иерархию, предполагающую их некую соподчиненность. При этом во главе иерархии целей у большинства компаний стоит все-таки прибыль. То есть если бы пришлось назвать только одну единственную цель, определяющую деловое поведение, то выбор бы пришелся на наращивание прибыли в том или ином ее конкретном понимании (краткосрочной, долгосрочной, удовлетворительной, максимальной и тому подобной прибыли). Этот факт подтверждается множеством реальных опросов руководителей фирм, проводившихся в разное время в разных странах.

Прибыль является универсальным показателем бизнеса. Без заботы о прибыли фирма не сможет выжить и продолжить развитие. Фирма, не зарабатывающая хотя бы нормальной прибыли,— это больная фирма. Такие компании не способны к динамичному росту продаж (нет средств для инвестиций). В них отсутствуют перспективы создания новых рабочих мест, они не могут платить высоких зарплат. Затруднительное финансовое положение не позволяет таким фирмам брать кредиты, а значит, отсутствуют средства на проведение инноваций, введение новых товаров, удовлетворение общественных нужд. Благополучие менеджеров и их шансы на сохранение рабочих мест в подобных фирмах также немногого стоят, так как разгневанные отсутствием прибылей акционеры в любой момент способны их уволить.

Как удачно заметил Дэвид Паккард, президент и основатель крупнейшей корпорации “Хьюлетг-Паккард”. Невозможно долго заниматься бизнесом, если он не приносит прибыль, и поэтому, если компания пытается удовлетворить еще какие-нибудь потребности, это обеспечивается прибылью. Наши возможности финансировать научные исследования и опытно-конструкторские работы, предлагать высокое вознаграждение за наемный труд, делать вклады в общественные институты всецело зависят от нашей способности получать адекватную прибыль. Прибыль, которую мы извлекаем из наших операций, есть основной источник фондов, необходимых для процветания и роста. Это фундамент будущих возможностей и гарантия труда наемным работникам.

Поэтому используемое экономической теорией представление о фирме как о максимизаторе прибыли если и не полная истина, то достаточно точное к ней приближение (аппроксимация). Менеджеру-практику необходимо постоянно иметь в виду приоритетную надобность получения прибылей, не забывая, однако, о сложном контексте других целей, которые не должны упускаться в погоне за ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: