Агитбригада — небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.
Агитбригада - это самодеятельное клубное объединение, выполняющее специфические функции. ЕЕ назначение – откликаться в агитационной и художественно-агитационной форме на события внутренней, местной и международной жизни. Сфера ее работы – агитация.
Характерная черта агитбригады и условия успеха в ее деятельности:
- повседневная тесная связь с коллективами (учащихся, педагогов и т.п.);
- опора на местный материал, конкретные факты.
Художественные средства агитбригады – юмор, сатира- весьма остры и требуют от всех участников агитбригады самого осторожного бережного отношения к фактам и характеру их подачи.
Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.
В основе выступления – документальный сценарий. Документ и факт – активные и убедительные средства агитбригады.
|
|
Требования к агитбригаде:
· определить цель предстоящих выступлений;
· выбрать темы, актуальные для данного коллектива;
· тщательно продумать и осуществить монтаж;
· определить драматургический ход, развивающий действие;
· программа агитбригады носит характер обозрения, поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов;
· каждый эпизод обязательно должен быть законченным;
· нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления;
· необходима лаконичность языка сценария (в небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не потерять образное начало);
· самое сложное – решение образа положительного героя, это в сценарии – наиболее уязвимое звено;
· программа агитбригады должна иметь точный адрес. Насмешка ради развлечения – недостаток программы, сатира теряет свою остроту и социальную значимость; для передачи сатирического материала используются такие жанры, как интермедии, монологи, сценки, куплеты, частушки, танцы, а также разновидности комического: шутки, комический намек, насмешка, острота;
· исполнители в агитбригаде должны быть «многоликими» - темпераментными, задорными, владеющими широким арсеналом сценических приемов, умеющими петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающими отличной дикцией;
· возможно использование музыки, которая несет различную смысловую нагрузку, а также технических средств – кино и видеопроекции, слайдов, световых эффектов и т.д.;
· декорации агитбригады должны быть предельно лаконичными и мобильными;
|
|
· важна и предварительная реклама-оповещение о выступлении агитбригады.
«Три кита» агитбригады: накопление фактов (напитка); взрыв творческой интуиции (замысел); реализация замысла.
Механизм агитбригады: факт – замысел – решение (различны только исходные данные, характеристики замысла, выразительные средства).
Интерактивность агитбригады в том, что исполнители постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции. Зритель – это партнер исполнителей в агитбригаде, соучастник происходящего на сцене.
Отличительные особенности агитбригады:
· сцена не «воплощает», а рассказывает о событии, ставит зрителя в положение наблюдателя, но стимулирует его активность, заставляет его принимать решения, показывает зрителю другую обстановку;
· противопоставление зрителя событиям, побуждение его к изучению явления;
· активизация зрительского интереса к ходу действия;
· обращение к разуму зрителя;
· использование символики и аллегорий;
· условность постановки;
· в жанровом разнообразии представлений агитбригад нет чѐтких критериев;
· определение жанра постановки зависит от особенностей самой постановки, взглядов руководителя и коллектива.
Жанровое разнообразие агитбригады: спектакль-памфлет, спектакль-обозрение, спектакль-фактомонтаж, хроника-стенограмма.