Субъекты АХДП

Внутренние заинтересованные Внешние
  заинтересованные
Управленческий персонал Владельцы контрольных пакетов акций Специалисты предприятия Рядовой персонал Государственные контролирующие органы Кредиторы Контрагенты Специалисты по слияниям и поглощениям Конкуренты Мелкие акционеры Потенциальные инвесторы
незаинтересованные
Внешние аудиторы Специалисты консалтинговых фирм Журналисты Общественные деятели

К внутренним пользователям нужно отнести и владельцев контрольных пакетов прав собственности (акций, паев, долей и т. п.). На мелких предприятиях зачастую сами владельцы осуществляют оперативное управление, являясь не только собственниками, но и руководителями своих предприятий. В крупных же акционерных обществах владельцы таких пакетов, согласно законодательству, контролируют состав совета директоров и через управляющих (а также и сами) имеют доступ к максимальному объему закрытой информации, касающейся существенного положения и перспектив предприятия.

Для всех перечисленных лиц экономический анализ проводят специалисты предприятия (сотрудники финансового, планово-экономиче-ского отдела, бухгалтерии, а иногда и других подразделений). Эти пользователи внутренней информации имеют доступ к определенным ее сегментам в соответствии со своей компетенцией.

Государственные контролирующие органы (налоговые, таможенные, статистические) проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий для проверки выполнения ими требований законодательства в областях, относящихся к их компетенции. Органы статистики, кроме того, используют результаты АХДП для обобщений. Хотя все эти органы и находятся во внешней среде предприятия, они могут затребовать любую информацию о его деятельности, что дает право относить их к внутренним пользователям информации.

Рядовой персонал предприятия, работники заинтересованы в перспективах своей занятости на данном предприятии, в своевременной выплате заработной платы и достойном ее уровне, поэтому также относятся к пользователям аналитической информации. Они занимают, скорее, промежуточное положение между внешними и внутренними субъектами экономического анализа, потому что не имеют санкционированного доступа к внутренней информации о состоянии дел на предприятии. Тем не менее, мы отнесем их к внутренним пользователям, поскольку работники сами находятся во внутренней среде предприятия, а также с учетом того, что они могут получать закрытую информацию о предприятии из собственных наблюдений или несанкционированно – от специалистов предприятия.

Внешние аналитики и пользователи результатов анализа преследуют весьма различные цели. Так, кредиторы (банки и другие кредитно-финансовые организации) и контрагенты (поставщики, покупатели, подрядчики, партнеры по совместной деятельности), проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, хотят в первую очередь знать, можно ли с ним иметь дело, каковы его финансовое положение и перспективы дальнейшей деятельности, не грозит ли ему банкротство. Специалисты по слияниям и поглощениям анализируют перспективы предприятий с точки зрения возможности и целесообразности осуществления их реорганизации, то есть преследуют свои собственные интересы, иногда противоположные интересам владельцев, руководства и персонала поглощаемой компании. В случае дружественных поглощений эти специалисты могут иметь доступ и к внутренней информации, то есть считаться внутренними субъектами анализа, но в любом случае эта группа аналитиков изучает перспективы предприятия весьма тщательно.

Весьма заинтересованы в экономическом анализе конкуренты предприятия. Они используют результаты анализа как инструмент конкурентной борьбы, поэтому предприятия всячески стараются защитить от доступа посторонних информацию, составляющую коммерческую тайну. Анализ, проводимый конкурентами на основании информации, полученной законным путем, вполне легитимен. Если же информация для анализа получена незаконно, это уже экономический шпионаж, и проведение анализа таким способом противоречит принципу государственного подхода в анализе (см. об этом принципе в следующем пункте).

К внешним пользователям можно отнести и мелких собственников (рядовых акционеров) предприятий, доля которых в уставном капитале не является контрольной. Согласно российскому законодательству, такие акционеры имеют доступ только к публичной бухгалтерской отчетности, то есть к внешней информации. Схожая ситуация у потенциальных инвесторов, даже тех, кто намерен приобрести крупный пакет прав. Не будучи пока акционерами, они не имеют доступа к иной информации, кроме общедоступных публичных данных.

Все вышеперечисленные пользователи аналитической информации используют ее для принятия управленческих или иных решений, то есть являются заинтересованными пользователями.

В отдельную категорию внешних субъектов анализа можно выделить незаинтересованных лиц, то есть тех, кто использует приемы и методы анализа в ходе своей профессиональной или общественной деятельности, не будучи лично заинтересованными в его результатах и в эффекте от их внедрения. Так, экономический анализ аудируемых организаций проводят специалисты аудиторских фирм. Они делают это для того, чтобы изучить бизнес клиента и определить наиболее вероятные причины ошибок в системе бухгалтерского учета, а также в качестве сопутствующих аудиту услуг. На выполнении экономического анализа по заказам клиентов специализируются консалтинговые агентства. Аналитические статьи пишут журналисты экономических изданий. Представители общественных организаций проводят анализ в ходе независимой экспертизы предприятий, например, загрязняющих окружающую среду, и т. д., и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: