Групповые импровизации

Упражнение "Звук имени — движение" из пре­дыдущего раздела — одна из групповых импрови­заций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой размин­кой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ори­ентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".

Техники:

1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")

Группа разбивается на три части.

Первая — будет строить скульптурную компо­зицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной компози­ции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.

Вся работа происходит в полном молчании. Ве­дущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию бу­дет представлена скульптурная композиция пер­вой группы на тему..., выполненная в жанре...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" ос­тальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.

2. Телевизор (Техника создана психологами из Влади­востока Автор, к сожалению, не знает имен ее создате­лей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)

Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыг­рывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).

Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой груп­пы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник вто­рой группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмот­ренный фильм. И так далее.

Последний участник второй группы "показыва­ет" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.

3. Полустанок.

"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажи­ры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).

Конец импровизации будет отмечен гудком под­ходящего поезда".

4. Групповая динамическая скульптура.

"Найдите свое место среди остальных. Почув­ствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близос­ти того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каж­дого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чув­ствам".

Выполнение всех упражнений тренинга связа­но с работой воображения, которое сначала "за­пускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "ак­тивного воображения".

5. Разговор с болью.

"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушай­тесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бед­ро,...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидь­те его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопи­тесь. Что вы видите по сторонам? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рас­смотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете по­мочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит?... Найдите возможность попрощать­ся... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, от­крывайте глаза".

Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведуще­му, проводящему упражнение, необходимо убедить­ся, что все участники "вернулись" из путешествия.

2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).

1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, репли­ку, пожелание), с которой вы хотели бы обра­титься к своему телу.

2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:

— в.... году я появилось на свет;

— помню вкус материнского молока;

— помню первый ночной страх;

— помню... болезнь;

— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;

— помню первую сигарету;

— помню волнение перед...;

— помню первый сексуальный контакт;

— помню рождение первого ребенка;

и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не за­ботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.

3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хоте­ли бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.

4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выб­ранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощу­щения того момента. Ощутите их сейчас. Ка­кие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слы­шимыми, кинестетическими, могут быть не сра­зу понятными. Откройте глаза, запишите об­разы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.

Когда ваш диалог будет закончен, найдите воз­можность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".

Использованная литература:

1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехни­ка", М., 1993.

2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Ис­кусство", 1986.

3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).

4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., "Искусство", 1967.

5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники ак­терского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Рос­сия", 1969.

6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать соб­ственным психотерапевтом. М, "Прогресс", 1992.

7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать челове­ка словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.

3.3. Е. Горшкова. Выразительные дви­жения. Танец души

Выразительные движения человека — неотъемле­мый компонент эмоций. Нет такой эмоции, пере­живания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движения­ми подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состоя­ние, сообщить другому о своих переживаниях, на­мерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных дви­жений, которые применяются как средство комму­никации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.

Однако в повседневной жизни язык тела исполь­зуется чаще всего бессознательно. Поэтому случа­ется, что в определенных ситуациях человек мо­жет вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожида­ет, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность ос­мысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни.

В тренинге выразительные движения использу­ются как основное средство самовыражения-само­познания и взаимодействия (общения) участни­ков. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей ин­дивидуальности, принятие себя; через расширение "открытости" по отношению к партнеру — разви­тие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими.

Некоторые принципы построения методики тренинга

Упражнения тренинга носят танцевальный, му­зыкально-пластический характер. Танцевальная пла­стика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцеваль­ных форм и стилей; она носит свободный, во мно­гом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержа­тельными их свойствами: музыкальностью, образно­стью, полнотой индивидуального "проживания".

Использование музыки в тренинге продиктова­но ее глубинными связями с эмоционально-двига­тельной сферой человека. В упражнениях она слу­жит не просто "эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного "резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструменталь­ная музыка, как правило, без песенных текстов).

Образное содержание упражнений — это смо­делированные, символически выраженные эмоци­онально-пластические состояния человека, спосо­бы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщен­ный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с об­разным перевоплощением. Такое "оформление" уп­ражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личност­ные проблемы.

Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это "проживание" каждого мига дви­жения. Человек (его "я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодви­жениям, он перестает " выполнять" их; движение "входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановоч­ном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного "проживания", тем очевиднее становится, что?>го — не тело движется, это танцу­ет душа.

Каким же образом можно достичь подобного эффекта?

Основой для разработки методики тренинга по­служило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть еди­ное целое. Манера и характер движений человека

отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в дви­жениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изме­нение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — ис­пользование в тренинге двух "встречных",взаимо­дополняющих методов:

— задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;

— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствую­щее переживание, отношение.

Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от "субъективного фактора", то есть от того, "принимает" ли человек то или иное уп­ражнение, "погружается" ли в него.

В связи с этим, обязательным становится тре­бование к участникам стараться в ходе каждого уп­ражнения двигаться свободно, "всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и спо­собным к наиболее непринужденному самовыра­жению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих дви­жения).

Структура тренинга и символика упражнений

Трехдневный тренинг состоит из четырех цик­лов упражнений:

— групповые "ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина);

— индивидуальные упражнения: "погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);

— взаимодействие с партнером (2-й день);

— совместное творчество в группе (3-й день).

В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс станов­ления свободной творческой индивидуальности.

В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу недели­мого "МЫ", где проявления каждого не индивиду­ализированы. Это достигается тем, что все одно­временно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Со­провождение движения пением или голосовым зву­коподражанием позволяет более легко и естествен­но добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера "ри­туальных танцев" помогает воссоздать нужный на­строй, сходный, вероятно, с первобытным состоя­нием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени), к которому принадлежит, но и ощу­щает свою "включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчинен­ность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в "жес­тких" рамках ритуала), но есть чувство принад­лежности и защищенности.

Упражнение второго цикла строятся по прин­ципу обособленного "Я" — с тем, чтобы участни­ки могли сосредоточиться на собственных эмоци­онально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует "сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер вы­полнения движений, но каждый участник реали­зует его по-своему, так, как "просит его собствен­ное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются "ограничительные рамки", выступаю­щие в качестве направляющих ориентиров в усло­виях открывающихся возможностей для самостоя­тельности и творчества.

В этом цикле — две серии упражнений.

Первую можно условно назвать "Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения испол­нителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепен­но уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутрен­ней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возмож­ностям.

Вторая серия — "Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена

по принципу контрастного сопоставления музы­кально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается "перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с со­бой, принятие в себе всех присущих людям прояв­лений.

Третий цикл упражнении построен на взаи­модействии с партнером. Он начитается с серии "Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жес­тами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу "ТЫ и Я". Она называется "Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упраж­нения к другому), а также в синхронизации дви­жений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип при­косновения, который партнеры реализуют творчес­ки: выстраивают взаимодействие с учетом ответ­ных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше "открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свобод­нее переживать и выражать свое отношение к дру­гому.

Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу "МЫ", как бы завершая оборот раз­вития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое "Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность сво­бодных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем пре­дыдущим ходом тренинга, в результате накопле­ния некоторого опыта взаимодействия и взаимо­понимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, пережи­ваниями и способами взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: