Упражнение "Звук имени — движение" из предыдущего раздела — одна из групповых импровизаций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой разминкой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".
Техники:
1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")
Группа разбивается на три части.
Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.
Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему..., выполненная в жанре...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.
2. Телевизор (Техника создана психологами из Владивостока Автор, к сожалению, не знает имен ее создателей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)
Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).
Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее.
Последний участник второй группы "показывает" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.
3. Полустанок.
"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажиры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).
Конец импровизации будет отмечен гудком подходящего поезда".
4. Групповая динамическая скульптура.
"Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каждого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чувствам".
Выполнение всех упражнений тренинга связано с работой воображения, которое сначала "запускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "активного воображения".
5. Разговор с болью.
"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушайтесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бедро,...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидьте его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопитесь. Что вы видите по сторонам? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рассмотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете помочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит?... Найдите возможность попрощаться... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, открывайте глаза".
Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведущему, проводящему упражнение, необходимо убедиться, что все участники "вернулись" из путешествия.
2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).
1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, реплику, пожелание), с которой вы хотели бы обратиться к своему телу.
2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:
— в.... году я появилось на свет;
— помню вкус материнского молока;
— помню первый ночной страх;
— помню... болезнь;
— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;
— помню первую сигарету;
— помню волнение перед...;
— помню первый сексуальный контакт;
— помню рождение первого ребенка;
и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не заботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.
3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хотели бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.
4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выбранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощущения того момента. Ощутите их сейчас. Какие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слышимыми, кинестетическими, могут быть не сразу понятными. Откройте глаза, запишите образы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.
Когда ваш диалог будет закончен, найдите возможность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".
Использованная литература:
1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехника", М., 1993.
2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Искусство", 1986.
3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).
4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., "Искусство", 1967.
5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Россия", 1969.
6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М, "Прогресс", 1992.
7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать человека словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.
3.3. Е. Горшкова. Выразительные движения. Танец души
Выразительные движения человека — неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Здесь под выразительными движениями подразумеваются не только мимика, жесты рук, ног, головы, туловища, позы человека, характер его перемещений относительно других людей, но также и непроизвольные реакции его тела, такие как: напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания, его темп и т.п. Через собственные выразительные движения человек может осмыслить свое внутреннее состояние, сообщить другому о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях и пр. В связи с этим можно говорить о языке тела, языке выразительных движений, которые применяются как средство коммуникации с окружающими, средство самопознания и понимания другого.
Однако в повседневной жизни язык тела используется чаще всего бессознательно. Поэтому случается, что в определенных ситуациях человек может вести себя так, как намеревается, не владеет собой, что он производит на окружающих совсем не то впечатление, какое хочет, и получает от них в ответ такие реакции, которых совсем не ожидает, а главное, не понимает, почему все происходит именно так. Становится очевидной важность осмысленного знакомства с языком выразительных движений, которое помогает человеку увидеть свои проблемы, понять себя самого и окружающих и, в связи с этим, открыть для себя возможность (при желании) изменить что-то в себе и в собственной жизни.
В тренинге выразительные движения используются как основное средство самовыражения-самопознания и взаимодействия (общения) участников. Цель тренинга — через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний — развитие отношения к себе как самоценной чувствующей индивидуальности, принятие себя; через расширение "открытости" по отношению к партнеру — развитие умения чувствовать и принимать его, доверять ему; через совместную деятельность в группе — развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими.
Некоторые принципы построения методики тренинга
Упражнения тренинга носят танцевальный, музыкально-пластический характер. Танцевальная пластика в большинстве случаев не регламентируется установкой на воспроизведение известных танцевальных форм и стилей; она носит свободный, во многом импровизационный характер. Танцевальность движений обусловлена не формальными, а содержательными их свойствами: музыкальностью, образностью, полнотой индивидуального "проживания".
Использование музыки в тренинге продиктовано ее глубинными связями с эмоционально-двигательной сферой человека. В упражнениях она служит не просто "эмоциональным фоном"; участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно и т.п. — с тем, чтобы усилить эффект телесных ощущений и связанных с ними переживаний. Для достижения эмоционально-телесного "резонанса" музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом в записи используется инструментальная музыка, как правило, без песенных текстов).
Образное содержание упражнений — это смоделированные, символически выраженные эмоционально-пластические состояния человека, способы его взаимодействия с окружающим миром. Эти модели и символы носят более или менее обобщенный характер или приближаются к повседневным пластическим проявлениям человека, связаны с образным перевоплощением. Такое "оформление" упражнений позволяет участникам тренинга взглянуть на свои эмоционально-телесные состояния как бы со стороны и через них осмыслить свои личностные проблемы.
Танец — это -форма, это не просто движение или композиция движений. Танец — это жизнь в движении, это "проживание" каждого мига движения. Человек (его "я") перестает быть чем-то внешним по отношению к собственным телодвижениям, он перестает " выполнять" их; движение "входит" в человека, пронизывает собой все его существо, и человек растворяется в безостановочном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Чем полнее удается достичь подобного "проживания", тем очевиднее становится, что?>го — не тело движется, это танцует душа.
Каким же образом можно достичь подобного эффекта?
Основой для разработки методики тренинга послужило положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть единое целое. Манера и характер движений человека
отражает его личностные особенности. Поэтому воздействие на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечет изменения в движениях, пластике, осанке человека, в связи с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны, воздействие на движения, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах, эмоциях. Отсюда — использование в тренинге двух "встречных",взаимодополняющих методов:
— задавая определенную эмоцию (например, с помощью музыки), можно вызывать и развивать нужную выразительную пластику;
— и наоборот, задавая определенное движение, можно пробуждать и укреплять соответствующее переживание, отношение.
Понятно, что работа этих методов в большой мере зависит от "субъективного фактора", то есть от того, "принимает" ли человек то или иное упражнение, "погружается" ли в него.
В связи с этим, обязательным становится требование к участникам стараться в ходе каждого упражнения двигаться свободно, "всем телом". Только при этом условии человек оказывается полностью (эмоционально) вовлеченным в исполнение и способным к наиболее непринужденному самовыражению. С этой целью при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса (в виде пения, звукоподражаний, сопровождающих движения).
Структура тренинга и символика упражнений
Трехдневный тренинг состоит из четырех циклов упражнений:
— групповые "ритуальные танцы" (1-й день: 1-я половина);
— индивидуальные упражнения: "погружение в себя" (1-й день: 2-я половина);
— взаимодействие с партнером (2-й день);
— совместное творчество в группе (3-й день).
В продвижении от одного цикла к другому как бы воссоздается (моделируется) процесс становления свободной творческой индивидуальности.
В первом цикле упражнений взаимодействие участников осуществляется по принципу неделимого "МЫ", где проявления каждого не индивидуализированы. Это достигается тем, что все одновременно выполняют одинаковые (заданные тренером) движения в круговом построении. Сопровождение движения пением или голосовым звукоподражанием позволяет более легко и естественно добиться полной телесно-эмоциональной включенности в танец каждого участника и общей слитности исполнения. Характер, атмосфера "ритуальных танцев" помогает воссоздать нужный настрой, сходный, вероятно, с первобытным состоянием самосознания человека, когда он не только чувствует себя неотделимой частицей сообщества (племени), к которому принадлежит, но и ощущает свою "включенность" в мир природы, мир бесконечного пространства Космоса и свою подчиненность их законам. Здесь нет индивидуальности и творческой свободы (или она минимальна в "жестких" рамках ритуала), но есть чувство принадлежности и защищенности.
Упражнение второго цикла строятся по принципу обособленного "Я" — с тем, чтобы участники могли сосредоточиться на собственных эмоционально-телесных ощущениях. Это достигается тем, что го или иное упражнение выполняется всеми участниками одновременно, но при этом каждый действует "сам по себе", изолированно от других. Здесь задается основной принцип или характер выполнения движений, но каждый участник реализует его по-своему, так, как "просит его собственное тело". Иными словами, на этом этапе еще сохраняются "ограничительные рамки", выступающие в качестве направляющих ориентиров в условиях открывающихся возможностей для самостоятельности и творчества.
В этом цикле — две серии упражнений.
Первую можно условно назвать "Вырастание"; подразумевается личностный рост, выраженный символически — в изменении положения исполнителя относительно земли: от самого низкого (лежа или сидя на полу) — в первом упражнении до самого высокого (стоя в полный рост на полупальцах) — в последнем. Вместе с этим постепенно уменьшается площадь внешней опоры тела, что может быть компенсировано укреплением внутренней опоры человека, которая может пониматься как уверенность в себе и доверие к своим возможностям.
Вторая серия — "Эмоциональные состояния". Здесь последовательность упражнений построена
по принципу контрастного сопоставления музыкально-пластических настроений, переживаний. Этим как бы воссоздается "перепад эмоций", часто встречающийся в повседневной жизни человека Завершающее упражнение — на примирение с собой, принятие в себе всех присущих людям проявлений.
Третий цикл упражнении построен на взаимодействии с партнером. Он начитается с серии "Встречи", где каждый участник контактирует с остальными, обмениваясь лишь одним-двумя жестами, как это бывает и в обыденной жизни при непродолжительном общении людей: встретились и тут же расстались. Следующая большая серия упражнений выполняется в парах, по принципу "ТЫ и Я". Она называется "Прикосновения". Здесь моделируется личностное общение, при котором партнеры все лучше познают друг друга, постепенно становясь ближе. На языке тела это выражается в сокращении дистанции общения (от одного упражнения к другому), а также в синхронизации движений, переживаемой как взаимопонимание. В упражнениях задается тот или иной принцип прикосновения, который партнеры реализуют творчески: выстраивают взаимодействие с учетом ответных реакций друг друга. Благодаря этому, они все больше "открываются", доверяют друг другу, т е. каждый участник становится способным свободнее переживать и выражать свое отношение к другому.
Четвертый цикл упражнений — совместная творческая деятельность в группе — строится тоже по принципу "МЫ", как бы завершая оборот развития, начавшийся в первом цикле: отделившаяся от общности, осознавшая свое "Я" индивидуальность, познавшая партнера через себя и себя — через партнера, снова включается в общность, но уже на ином уровне. Теперь — это общность свободных индивидуальностей, взаимодействующих и созидающих. Этот уровень достигается всем предыдущим ходом тренинга, в результате накопления некоторого опыта взаимодействия и взаимопонимания. Такой опыт — благодаря характеру предлагаемых в этом цикле упражнений — может быть использован во всей полноте; кроме того, он здесь обобщается новыми ощущениями, переживаниями и способами взаимодействия.