II.Аффективные и эффекторные расстройства

Симптомы психических расстройств

Симптом - признак болезни, т.е. статистически значимое отклонение того или иного показателя жизнедеятельности организма от его норм.

1.Расстройства процесса познания

Процесс познания невозможен без учета состояния внимания и памяти, эмоциональной окраски всей психической сферы.

I.Расстройства процесса познания

1.Расстройства ощущения 2.Расстройства восприятия

3. Расстройства представления 4. Расстройства внимания

5. Расстройства памяти 6. Расстройства мышления

II.Аффективные и эффекторные расстройства

1. Расстройства эмоций 2. Расстройства эмоционально-волевой сферы

3. Расстройства эффекторной функций (двигательно-волевых)

Литература

Бухановский О.А. Общая психопатология. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416с.

Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста./Г.В. Гуровец. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 359 с.

Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

I.Расстройства процесса познания

1.Расстройства ощущения.

Ощущение (гнозис) – познание. Это первая и элементарная ступень познавательного процесса, физиологическим механизмом проявления которой является рефлекторная деятельность анализаторов. Ощущения воспринимаются периферическими рецепторами и передаются в центральную нервную систему.

С 6 – месячного возраста активизируются первичные поля коры головного мозга соответствующих анализаторов, в которых происходит первичный анализ поступающих в них раздражений с периферии. Ощущение изолированных сигналов не дает представления о предмете, но стимулирует мозг к дальнейшему развитию. В связи с этим большое значение имеют условия начального периода, в которых происходит развитие ребенка, окружающей его обстановки, эмоционального воздействия. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Минимальная величина раздражения, при которой возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. При этом чувствительность рецепторов изменяется под влиянием приспособления к раздражителям, к условиям окружающей среды, т.е. происходит адаптация (приспособление). Ограничение или отсутствие раздражений из внешней среды в условиях депривации на первых этапах развития ребенка может задержать дальнейшее формирование деятельности клеток коры головного мозга, определяющих ощущение, а с ними и всего познавательного процесса.

А. Агнозия – расстройство ощущений («а» - отрицание, «гнозис» - познание). В клинике описывают характеристику оптической, акустической, обонятельной, вкусовой и тактильной агнозии.

При оптической агнозии, возникающей при поражении затылочной доли коры головного мозга (врожденная или приобретенная недостаточность), больной не запоминает или не узнает предметы, хотя видит их и дает описательную характеристику, например: больному показывают часы, он говорит «что-то круглое, черное, какие-то палочки», но не дает обобщающего понятия, выражающегося словом «часы». Больной не узнает и не запоминает буквы, что приводит к затруднению чтения и письма, он не узнает цифры, ноты, лица, что затрудняет обучение и т.д.

При акустической агнозии (поражение левого полушария) больной не различает звуки речи, не понимает речь окружающих. В этих случаях говорят о сенсорной афазии у взрослых или сенсорной алалии у детей. При поражении правого полушария больной не узнает предметы по их характерному звучанию (больному подносят к уху тикающие часы при исключении зрительного анализатора, он говорит «что-то тикает, но что это я не знаю»).

При обонятельной и вкусовой агнозии больной не различает запахи и вкус.

При тактильной агнозии больной не узнает предметы, ощупывая их.

Агнозии возникают при поражении первичных полей соответствующего анализатора и могут рассматриваться как в неврологии, так и в психиатрии при различных органических и функциональных нарушениях. В детском возрасте часто отмечается недостаточное развитие ощущений или их несформированность.

При обследовании ребёнка ему предлагают предметные картинки, которые необходимо узнать (зрительный анализатор), звучащие игрушки, скрытые от ребёнка небольшой ширмой (слуховой анализатор) или узнавание мелких игрушек, спрятанных в мешочек (тактильный анализатор). Выявление у ребёнка недостаточно развитых элементов различного вида ощущения не всегда является патологией в силу того, что у маленьких детей невелик практический опыт узнавания предметов, а также недостаточно предшествующее обучение в игре. Тем не менее дети, делающие ошибки в заданиях на узнавание, требуют к себе повышенного внимания со стороны педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: