Расстройства восприятия

Включающиеся в деятельность вторичные поля коры головного мозга, более сложные по своей структуре и значимости, сочетающиеся между собой, обеспечивают восприятие комплексных раздражений, синтезируют их и сохраняют как следовые рефлексы. Человек воспринимает не только отдельные свойства предметов, объектов, вещей, но и предметы в целом. Такое явление психической деятельности, выражающееся в том, что в процессе познания человек отражает совокупность явлений в их реальном единстве и тем самым судит не только об отдельных свойствах предметов или вещей, но и о самих предметах в целом, называется восприятием. Восприятие - это не механическое объединение различных ощущений, а более высокий уровень психической деятельности.

Раздражения, приходящие в кору головного мозга, могут быть различной силы и направленности, что обусловливает дифференциацию процесса восприятия, благодаря которому человек получает более полное впечатление о предметах и явлениях окружающего мира. Каждое раздражение, дойдя до коры, оставляет свой след, служащий основой для формирования памяти, представлений, суждений и, наконец, мышления.

Над вторичными полями надстраиваются третичные поля, зоны перекрытия, присущие лишь человеку, связанные с речью. Поэтому представление и мышление имеют речевую основу. И.П. Павлов писал, что «каждое слово уже обобщение». Следовательно, образование понятий или обобщенных представлений входит в состав мыслительного процесса и связано с деятельностью второй сигнальной системы.

Расстройства восприятия в психиатрии рассматривают в виде иллюзии, галлюцинации и психосенсорных расстройств.

А. Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии могут наблюдаться как у здоровых людей, так и у больных. У здоровых людей иллюзии могут возникнуть при плохом освещении или плохой слышимости, в состоянии эмоционального напряжения или утомления. Пример: ученик поздно вечером переписывал школьные задания и делал много ошибок, путал буквы и цифры близкие по начертанию.

Иллюзорное восприятие может возникнуть у ребенка при высокой температуре и тогда пятна на стене или рисунки на ковре воспринимаются как сказочные персонажи. Во всех случаях имеет место разлитое охранительное торможение.

Для детской психоневрологии и специальной педагогики большое значение имеет правильное понимание проявления иллюзорного восприятия как причины возникновения страхов и невротических реакций, так и школьной неуспеваемости.

Иллюзии могут наблюдаться и у психически больных при бредовых состояниях, когда больные по-своему воспринимают внешний вид окружающих: радостными или печальными, и дают соответствующую реакцию.

Б. Галлюцинации – это ложные восприятия (обман чувств), не связанные с реально существующими предметами или явлениями, а представляющие собой плод болезненной деятельности мозга. Галлюцинации наблюдаются только у людей, находящихся в состоянии психического расстройства, возникают в сознании человека независимо от его воли. Различают оптические, акустические, вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации. Они могут быть простыми в форме искр или пожаров, отдельных звуков, окриков, голосов, запахов, измененного вкуса, прикосновения, и более сложных зрительных и слуховых галлюцинаций в форме восприятия предметов, людей или животных, речи и музыки.

При зрительных галлюцинациях больной внезапно оборачивается, начинает пятиться, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя, ощупывает предметы.

При слуховых галлюцинациях, особенно возникающих остро, больной к чему-то прислушивается, его мимика меняется. Очень часто при слуховых галлюцинациях больные стремятся выяснить источник (место) из которого доносятся “голоса”. Больные могут не слышать вопросов окружающих из-за прикованности внимания к “голосам”.

В.Х. Кандинский (1880) описал различие истинных и ложных галлюцинаций (псевдогаллюцинаций). При истинных галлюцинациях все предметы и явления располагаются вне больного, больной может рассказать о том, кого он видит и с кем разговаривает, воспринимая их реально. Псевдогаллюцинации, которые наблюдаются только при шизофрении, носят другой характер. Больному кажется, что все его мысли звучат, открыты и доступны окружающим.

Как самостоятельные формы нарушений восприятия выступают психосенсорные расстройства, характеризующиеся изменением восприятия окружающей среды: формы, величины, дальности расстояния, дополняющиеся нарушением восприятия схемы тела. Больные жалуются на непонятные ощущения: им кажется, что одна рука или нога стала длиннее, дорога бугристой, предметы воспринимаются то далеко, то близко. Расстраивается ходьба, письмо, поведение. Такая симптоматика психосенсорных расстройств наблюдается у детей, болеющих или перенесших вирусную инфекцию с энцефалитическими явлениями.

В. К расстройствам восприятия относится также дереализация и деперсонализация.

Дереализация – это нарушение восприятия окружающей действительности, формы и размеров предмета, расстояния и времени. Окружающие предметы могут казаться уменьшенными или увеличенными. В новом месте больным кажется, что они здесь уже были, а привычную домашнюю обстановку воспринимают как чужую.

Деперсонализация – искаженное восприятие собственного тела или его частей.

Эти состояния наблюдаются при психосенсорных расстройствах после перенесенных вирусных нейроинфекций.

3. Расстройства представления

Представления – это оживление, воспроизведение в сознании образов предметов, воспринятых когда-то в прошлом и в данный момент на действующих на органы чувств.

Восприятие не исчезает полностью, а оставляет в клетках к.г.м. след, который служит основой для формирования представлений. Представление связано не с конкретным, а с абстрактным предметом.

В детском возрасте представления могут быть особенно яркими – эйдейтизм.

А. Особенностью детского возраста является повышенная эмоциональность, склонность к фантазированию.Поэтому детей нельзя запугивать, рассказывать устрашающие сказки, просматривать страшные кинофильмы, посещать развлекательные программы. Иллюзии чаще возникают в вечернее время. Детям более свойственны зрительные иллюзии (чаще возникают у невротичных детей и приводят к страхам).

Зрительные и слуховые галлюцинации могут наблюдаться у детей 5-7лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры (мелькание искр, появление контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные). При шизофрении галлюцинации носят более сложный характер: живость, яркость представлений, склонность к фантазированию. Иногда галлюцинации носят устрашающий характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они прячутся и убегают.

Особенности восприятий и представлений у детей с отклонениями в развитии

Расстройства ощущений восприятий и представлений у детей с ОВЗ носят разнообразный характер и имеют диагностическое значение.

У детей со сниженным зрением восприятие внешнего мира обусловливает бедность наглядного опыта, нечеткость восприятия формы, пространства, объема.

У детей со сниженным слухом познавательная деятельность компенсируется зрительным анализатором: дети очень наблюдательны, но у них наблюдается плохое развитие речи, а, следовательно, ограничения в общении.

Дети с нарушениями интеллекта адекватно воспринимают мир, но их восприятия бедны, диапазон представлений узок, образы нечетки, что приводит к конкретному мышлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: