Включающиеся в деятельность вторичные поля коры головного мозга, более сложные по своей структуре и значимости, сочетающиеся между собой, обеспечивают восприятие комплексных раздражений, синтезируют их и сохраняют как следовые рефлексы. Человек воспринимает не только отдельные свойства предметов, объектов, вещей, но и предметы в целом. Такое явление психической деятельности, выражающееся в том, что в процессе познания человек отражает совокупность явлений в их реальном единстве и тем самым судит не только об отдельных свойствах предметов или вещей, но и о самих предметах в целом, называется восприятием. Восприятие - это не механическое объединение различных ощущений, а более высокий уровень психической деятельности.
Раздражения, приходящие в кору головного мозга, могут быть различной силы и направленности, что обусловливает дифференциацию процесса восприятия, благодаря которому человек получает более полное впечатление о предметах и явлениях окружающего мира. Каждое раздражение, дойдя до коры, оставляет свой след, служащий основой для формирования памяти, представлений, суждений и, наконец, мышления.
|
|
Над вторичными полями надстраиваются третичные поля, зоны перекрытия, присущие лишь человеку, связанные с речью. Поэтому представление и мышление имеют речевую основу. И.П. Павлов писал, что «каждое слово уже обобщение». Следовательно, образование понятий или обобщенных представлений входит в состав мыслительного процесса и связано с деятельностью второй сигнальной системы.
Расстройства восприятия в психиатрии рассматривают в виде иллюзии, галлюцинации и психосенсорных расстройств.
А. Иллюзии – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии могут наблюдаться как у здоровых людей, так и у больных. У здоровых людей иллюзии могут возникнуть при плохом освещении или плохой слышимости, в состоянии эмоционального напряжения или утомления. Пример: ученик поздно вечером переписывал школьные задания и делал много ошибок, путал буквы и цифры близкие по начертанию.
Иллюзорное восприятие может возникнуть у ребенка при высокой температуре и тогда пятна на стене или рисунки на ковре воспринимаются как сказочные персонажи. Во всех случаях имеет место разлитое охранительное торможение.
Для детской психоневрологии и специальной педагогики большое значение имеет правильное понимание проявления иллюзорного восприятия как причины возникновения страхов и невротических реакций, так и школьной неуспеваемости.
Иллюзии могут наблюдаться и у психически больных при бредовых состояниях, когда больные по-своему воспринимают внешний вид окружающих: радостными или печальными, и дают соответствующую реакцию.
|
|
Б. Галлюцинации – это ложные восприятия (обман чувств), не связанные с реально существующими предметами или явлениями, а представляющие собой плод болезненной деятельности мозга. Галлюцинации наблюдаются только у людей, находящихся в состоянии психического расстройства, возникают в сознании человека независимо от его воли. Различают оптические, акустические, вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации. Они могут быть простыми в форме искр или пожаров, отдельных звуков, окриков, голосов, запахов, измененного вкуса, прикосновения, и более сложных зрительных и слуховых галлюцинаций в форме восприятия предметов, людей или животных, речи и музыки.
При зрительных галлюцинациях больной внезапно оборачивается, начинает пятиться, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя, ощупывает предметы.
При слуховых галлюцинациях, особенно возникающих остро, больной к чему-то прислушивается, его мимика меняется. Очень часто при слуховых галлюцинациях больные стремятся выяснить источник (место) из которого доносятся “голоса”. Больные могут не слышать вопросов окружающих из-за прикованности внимания к “голосам”.
В.Х. Кандинский (1880) описал различие истинных и ложных галлюцинаций (псевдогаллюцинаций). При истинных галлюцинациях все предметы и явления располагаются вне больного, больной может рассказать о том, кого он видит и с кем разговаривает, воспринимая их реально. Псевдогаллюцинации, которые наблюдаются только при шизофрении, носят другой характер. Больному кажется, что все его мысли звучат, открыты и доступны окружающим.
Как самостоятельные формы нарушений восприятия выступают психосенсорные расстройства, характеризующиеся изменением восприятия окружающей среды: формы, величины, дальности расстояния, дополняющиеся нарушением восприятия схемы тела. Больные жалуются на непонятные ощущения: им кажется, что одна рука или нога стала длиннее, дорога бугристой, предметы воспринимаются то далеко, то близко. Расстраивается ходьба, письмо, поведение. Такая симптоматика психосенсорных расстройств наблюдается у детей, болеющих или перенесших вирусную инфекцию с энцефалитическими явлениями.
В. К расстройствам восприятия относится также дереализация и деперсонализация.
Дереализация – это нарушение восприятия окружающей действительности, формы и размеров предмета, расстояния и времени. Окружающие предметы могут казаться уменьшенными или увеличенными. В новом месте больным кажется, что они здесь уже были, а привычную домашнюю обстановку воспринимают как чужую.
Деперсонализация – искаженное восприятие собственного тела или его частей.
Эти состояния наблюдаются при психосенсорных расстройствах после перенесенных вирусных нейроинфекций.
3. Расстройства представления
Представления – это оживление, воспроизведение в сознании образов предметов, воспринятых когда-то в прошлом и в данный момент на действующих на органы чувств.
Восприятие не исчезает полностью, а оставляет в клетках к.г.м. след, который служит основой для формирования представлений. Представление связано не с конкретным, а с абстрактным предметом.
В детском возрасте представления могут быть особенно яркими – эйдейтизм.
А. Особенностью детского возраста является повышенная эмоциональность, склонность к фантазированию.Поэтому детей нельзя запугивать, рассказывать устрашающие сказки, просматривать страшные кинофильмы, посещать развлекательные программы. Иллюзии чаще возникают в вечернее время. Детям более свойственны зрительные иллюзии (чаще возникают у невротичных детей и приводят к страхам).
|
|
Зрительные и слуховые галлюцинации могут наблюдаться у детей 5-7лет при соматических и инфекционных заболеваниях на фоне высокой температуры (мелькание искр, появление контуров, лиц, окликов, стуков, шумов, голоса зверей и птиц, образы которых дети воспринимают как сказочные). При шизофрении галлюцинации носят более сложный характер: живость, яркость представлений, склонность к фантазированию. Иногда галлюцинации носят устрашающий характер: детям видятся страшные звери, разбойники, от которых они прячутся и убегают.
Особенности восприятий и представлений у детей с отклонениями в развитии
Расстройства ощущений восприятий и представлений у детей с ОВЗ носят разнообразный характер и имеют диагностическое значение.
У детей со сниженным зрением восприятие внешнего мира обусловливает бедность наглядного опыта, нечеткость восприятия формы, пространства, объема.
У детей со сниженным слухом познавательная деятельность компенсируется зрительным анализатором: дети очень наблюдательны, но у них наблюдается плохое развитие речи, а, следовательно, ограничения в общении.
Дети с нарушениями интеллекта адекватно воспринимают мир, но их восприятия бедны, диапазон представлений узок, образы нечетки, что приводит к конкретному мышлению.