Причины: черепно-мозговые травмы, инфекции, интоксикации, сосудистые и трофические расстройства, судорожные приступы, изменяющие кортикальную структуру.
Виды расстройств памяти: амнезия, гипомнезия, гипермнезия, парамнезия.
А. Амнезия. Антероградная аменезия – выпадения памяти на весь период, когда человек находился в бессознательном состоянии.
Ретроградная амнезия - выпадение из памяти событий, предшествовавших заболеванию, травме или состоянию с потерей сознания (эпилептический приступ, диабетическая кома, сердечная недостаточность).
Аффективная амнезия (психогенная) – провалы в памяти на какие-то периоды жизни или отдельные детали, связанные с психической травмой (неприятные воспоминания, детали конфликта).
Б. Гипомнезия – уменьшение объема или ослабление памяти. Наблюдается после перенесенной травмы, интоксикации или инфекции. Характерны для детей с ЗПР, умственной отсталостью и др. органическими поражениями к.г.м.
Большое значение имеет питание нервных клеток., При склерозировании кровеносных сосудов по ним проходит меньше крови (питательных веществ) и ослабляется деятельность к.г.м., что приводит к снижению объема памяти – старческая гипомнезия.
|
|
В. Гипермнезия – увеличение объема памяти, когда люди запоминают и долго хранят в памятисигналы, пришедшие в соответствующие области коры.
Имеет избирательный характер.
Г.Парамнезия – ложные воспоминания, которые подразделяются на конфабуляции и псевдореминисценции, наблюдаются у психически больных и пожилых людей.
Конфабуляции – измышления, когда больной рассказывает о событиях, в которых он принимал участие, тогда как на самом деле этих событий не было или они происходили с кем-то другим.
Псевдореминисценции - ложные воспоминания, когда больной рассказывает о событиях, возможно происходивших с ним, но сдвинутых во времени (могут наблюдаться при хроническом алкоголизме).
Различные формы расстройств памяти могут наблюдаться у детей с органическим поражением ЦНС.
При гидроцефалии может преобладать механическая память: формальное запоминание стихов, букв, цифр при недостаточном осмыслении происходящего. У детей наблюдается резонерство, когда он много говорит обо всем, что привлекает его внимание, не вдаваясь в значение сказанного.