Понятие педагогической технологии

Специфика педагогических и психологических проблем современного периода развития российского общества во многом определяется появлением новых ценностей в образовании, устойчивых запросов на профессионально компетентного педагога, способного создать условия для саморазвития, самообразования, а также для развития самостоятельной и творческой личности учащихся.

Внимание педагогов и психологов в настоящее время сосредоточены на проблемах закономерного отрицания старой системы образования (традиционной) и необходимого возникновения новой, более прогрессивной системы (личностно-развивающей). Традиционная “познавательная” парадигма образования восходит к дидактической системе Г. Гербарта, который воспитание сводил к подавлению дикой резвости ребенка и обучение строилось на передачу общественно-исторического опыта молодому поколению.

Традиционная дидактика ставит основной целью:

1) вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками

2) основные средства: трансляция, репродукция

3) способы общения: принуждение, требование, запреты, наказание

4) отношение к ученику как к объекту педпроцесса

В основе нового подхода лежит представление о гуманистическом типе личности (К.Роджерс).

Каждый человек-носитель индивидуального личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию своего потенциала, данного ему природой, и нужно только помочь ему, предоставив для этого соответствующие условия. Признание ученика главное действующей фигурой учебно-воспитательного процесса есть личностно-ориентированное образование.

Цель:

1) содействие становлению и развитию личности учащихся

2) основные средства: актуализация, организация мыслительной деятельности

3) способы общения: сотрудничество, понимание, принятие и признание другого, коллективная деятельность

4) отношение к ученику как к полноценному партнеру

В личностно-развивающем образовании меняется и сам учитель, преобразуется его внутренний мир, проявляется потребность в саморазвитии, самообразовании.

Первое упоминание о педагогической технологии в отечественной литературе появилось в начале XVIII в. Затем в 20-е годы этого века было обнаружено несколько книг, посвященных “педагогической технологии”, но это было связано, прежде всего, с техническими средствами обучения.

Активным сторонником технологического подхода к построению учебно-воспитательного процесса был А.С.Макаренко.

Однако в советском образовании понятие технологии было забыто в педагогической среде и вернулось лишь в 80-е годы как достижение западной мысли.

В 60-х - 70-х годах в западных странах начинают функционировать различные учреждения по разработке технологий обучения. Однако очевидно, что процесс обучения представляет собой лишь одну из сторон образовательного процесса, поэтому термин “технология обучения” оказывается слишком узким. Аналогичным недостатком обладают и понятия технология воспитания, технология развития, технология формирования и т.д.

В современной западной педагогической литературе для обозначения технологии применяют термин “образовательная”, у нас этот термин ассоциируется с учебным процессом в школе.

Мы будем использовать понятие “образовательная технология” именно как технология специально организованного процесса взаимодействия учителей и учащихся, направленного на достижение запланированных целей образования, то есть технологии учебного процесса. Тогда понятия технологий обучения, формирования, развития, воспитания и т.п. образуют множество видовых понятий в классе образовательной технологии. Любая из них является технологией образовательной.

Образовательной технологией называют и технические средства обучения, и информационные технологии, применяемые в образовании, и дистанционное обучение и др. Образовательную технологию часто называют педагогической. Это связано с тем, что раньше учебный процесс называли педагогическим. В определенном смысл понятия “образовательная” и “педагогическая” технология синонимы.

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от двух слов “техне” – искусство, мастерство, ремесло и “логос” – наука.

По мнению Беспалько В.И. “Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией все заканчивается, чтобы затем все началось сначала”.

Технология имеет несколько трактовок:

– совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (В. Даль)

– совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: