Виды педагогических технологий

Из всех видов технологий, существующих в настоящее время наиболее признанной и внедренной в учебный процесс средней школы можно с полным основанием назвать технологию развивающего обучения, у истоков которой стояли такие выдающиеся отечественные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В основе технологии развивающего обучения лежит теория о том, что “педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития”.

Общий смысл понятия “зоны ближайшего развития” состоит в том, что на определенном этапе развития ребенок может решать учебные задачи “под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами”.

Основными принципами технологии развивающего обучения являются:

– обучение должно строится на высоком уровне сложности. Этот принцип характеризуется тем, что превышает среднюю норму трудности. Понятие “трудность” связывается с преодолением препятствий в решении учебных задач, вызывающих определенное напряжение сил и способностей. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет вяло и слабо.

Поскольку принцип обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования, учебный материал становится не только обширным, глубоким, но и более качественным.

Второй принцип – ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом не умаляются значения практических умений и навыков. Этот принцип находится в определенной зависимости от следующего принципа – “в изучении программного материала идти вперед быстрым темпом ”.

Непреднамеренное замедление темпа связано с многократным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.

В соответствии с этими принципами были пересмотрены учебные программы, разработаны учебные пособия и учебники. Была разработана система учебных задач и заданий по развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию практических умений и навыком.

Почти параллельно стала развиваться технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Если в традиционном обучении доминирующее значение имеет эмпирическое мышление школьников, основанного на чувственном познании, опыте, то в развивающем обучении акцент смещается в сторону развития теоретического мышления (т.е. абстрактного).

Большая роль при этом отводится моделированию. Так. При решении задач учащихся опираются на схемы.

Особенностью развития учебных действий является то, что в начале они выполняются совместно группой учащихся по руководством учителя, а затем происходит перевод коллективных действий в индивидуальные.

Технология развивающего обучения, ориентированная на формирование теоретического мышления, требует отбора и конструирования содержания учебных предметов.

В процессе развивающего обучения у учащихся формируются такие качества, как рефлексивность (самооценка), самоконтроль, самостоятельности, инициатива, а, значит, происходит развитие личности, ее нравственное развитие, так как у них формируется своя собственная позиция, свое мнение. То, что ребенок сам сформулировал, нашел закономерность, нашел ответ на поставленный вопрос это развивает уверенность в своих силах, желание сделать еще, развивается положительная мотивация в учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: