Классификация проблем

Стоящие перед предприятием проблемы можно классифицировать следующим образом:

- непосредственного выживания;

- поиска партнеров;

- формирование эффективного производства;

- обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы;

- формирование творческого характера труда;

- получение полезных синергетических эффектов;

- выполнение полноты реализации миссии.

Согласно этой классификации проблемы высших уровней начинают проявляться только после решения проблем предыдущих уровней. Так, поиск партнеров и формирование эффективного бизнеса отступают на второй план перед нерешенной проблемой дефицита наличных средств.

Оплата счетов является первоочередной задачей предприятия. Как только предприятие оказывается в состоянии рассчитываться по своим обязательствам, перед ним возникает проблема обеспечения стабильности, которая решается путем поиска надежных партнеров: поставщиков, покупателей.

Разрешив проблему стабильности закупок и продаж, предприятие приступает к повышению эффективности своей деятельности. Возникает проблема улучшения производственных процессов, снижения ресурсо- и энергоемкости производства. Эффективность производственного процесса в существенной мере зависит от персонала, его квалификации, опыта, навыков, умения. Вовлеченный в производство персонал требует творческого характера труда для полного раскрытия своего потенциала.

Творческий характер труда способствует более быстрому освоению новых рынков и новых видов продукции, позволяет искать и находить полезные взаимодействия между различными подсистемами предприятия, то есть формировать синергетические эффекты, снижающие удельные издержки и повышающие качество. Синергетический эффект - полезный эффект взаимодействия подсистем. Справившись с проблемой формирования синергетических эффектов, предприятие сталкивается с проблемой полноты реализации миссии.

Проблема непосредственного выживания или способности платить по своим счетам большей частью возникает из-за невозможности продать свою продукцию. Первоочередными мерами по решению этой проблемы являются:

- усиление системы продаж и продвижение продукции на рынок. Продвижение продукции на рынок состоит из работы с клиентами, гибкой ценовой политики, создания дилерской сети, экономического стимулирования работы по привлечению клиентов;

- продажа излишних запасов. Она проводится на основе системы управления запасами, автоматизированной информационной системы, экономических прав подразделений (право искать производителей и поставщиков, самим формировать цены и условия договоров);

- прекращение производства невостребованной продукции и борьба с хищениями;

- работа с дебиторами и кредиторами. Эта работа направлена на увеличение притока наличных денег и опирается на гибкую ценовую политику. Управление денежными потоками, а именно оптимизация разницы между временем прихода и ухода денег позволяет создать дополнительный резерв свободных денег на случай непредвиденных расходов, принести дополнительную прибыль;

- ценовая дифференциация - формирование нескольких вариантов цен, в зависимости от подсегмента рынка. Примерами ценовой дифференциации могут быть предоставление товара в экономичном, базовом, подарочном вариантах, наценки за качество, особый сервис, срочность.

Проблема поиска партнеров является следующей по очередности проблемой после проблемы обеспечения способности платить по счетам. Для привлечения партнеров могут быть использованы две стратегии:

- поиск постоянных, надежных и проверенных партнеров;

- поиск партнеров, наиболее благоприятных при данной конъюнктуре рынка.

Первая стратегия дает возможность экономить на издержках по поиску и проверке надежных партнеров, в том числе на юридическую проработку договоров, на потерях от неисполнения партнерами своих обязательств, издержках по защите своих интересов в суде.

Вторая стратегия позволяет работать с партнером, предлагающим лучшие условия.

Оптимальным вариантом может быть смешанная стратегия: проведение тендеров на поставку или закупку среди ограниченного круга надежных партнеров.

Вариантами закрепления партнеров могут быть различные виды интеграции:

- вертикальной (интеграция вдоль производственного процесса. Примером может быть интеграция мукомольного комбината с хлебопекарней. Мукомольный комбинат производит муку, хлебопекарня использует эту муку для выпечки. Преимуществом вертикальной интеграции является приобретение постоянных и стабильных партнеров: потребителя для мукомольного комбината и поставщика для хлебопекарни. Недостатком является сложность смены партнера в случае предложения им неконкурентных условий);

- горизонтальной (интеграция по параллельным технологическим процессам. Примером может служить интеграция хлебопекарни с булочной-кондитерской. Одна и та же мука может быть использована для выпечки либо хлеба либо кондитерских изделий. Преимуществом горизонтальной интеграции является возможность следовать за конъюнктурой рынка: из одного и того же сырья производить продукцию дающую большую норму прибыли. Недостатком может быть неэффективное использование оборудования по производству не пользующейся в данное время спросом продукции);

- мягкой (эта форма интеграции предполагает согласование интересов без подписания юридически обязывающего договора и может принимать форму взаимного участия в прибылях, обмена пакетами акций);

- жесткой (предполагает оформление отношений в виде юридически обязывающего договора и может принимать форму холдинга, ФПГ, концерна. Преимуществом является возможность совместного решения общих проблем. Недостатком является формальный отказ предприятия от части своих прав в пользу управляющей компании).

Проблема формирования эффективного бизнеса включает в себя как проблему эффективного использования уже имеющихся возможностей, так и проблему поиска новых возможностей.

Проблема эффективного использования уже имеющихся возможностей решается при помощи рациональной организации производственного процесса, меры для осуществления которой включают в себя использование:

- вертикальной организационной структуры (предполагает отношения основанные на формальной иерархии. Вертикальная организационная структура рассчитана на деятельность лиц разных уровней иерархии, что дает возможным отдачу приказа со стороны лица более высокого ранга лицу более низкого ранга. Примером являются традиционные для СССР административные структуры.

- вертикальной интеграции (это интеграция вдоль производственного цикла, позволяет получить экономию на масштабе);

- экономии на масштабе;

- планирования.

Эффективное использование возможностей опирается на:

- аккумулирование опыта (приобретенные в процессе производства знания, навыки, методы, опыт "ноу-хау". Закон аккумулированного опыта утверждает, что каждое удвоенное произведение с начала выпуска объема продукции приводит к снижению издержек на 15-30 %);

- горизонтальные организационные структуры (предполагают отношения, основанные на неформальных связях, например на общих интересах, целях, проблемах. Горизонтальная организационная структура рассчитана на лиц одного ранга, поэтому формальный приказ со стороны одного сотрудника другому сотруднику является невозможным. Примерами горизонтальных организационных структур являются группы по интересам, творческие коллективы);

- адаптацию к изменениям и поиск новых возможностей;

- конкуренцию качества (рассчитана на чувствительных к качеству покупателей. Этот тип конкуренции применяется на рынках наукоемкой и технологически емкой продукции).

Проблема социальной вовлеченности служащих в производственный процесс является составляющей проблемы повышения эффективности производства.

Существенную роль в углублении социальной вовлеченности сотрудников играют различные типы интересов. Современная наука об управлении различает три типа интересов:

- рациональные - интересы всего предприятия;

- институциональные - интересы отдельных подразделений предприятия. В качестве примера институциональных интересов можно привести следующие интересы подразделений:

а) увеличение своей доли в премиальном фонде;

в) повышение своего престижа;

г) занятие более приоритетной позиции.

- политические - интересы отдельных влиятельных лиц и группировок предприятия. Примерами политических интересов могут быть желания сделать карьеру, получить премию, усилить роль своей группировки в организации, поехать в интересную командировку.

Все эти интересы не обязательно оказываются согласованными, особенно в тяжелых условиях экономического кризиса.

Социальная вовлеченность служащих позволяет: активизировать участие сотрудников в процессе производства; решить часть проблем, возникающих вследствие инертности и формальности вертикальных организационных структур; ускорить процесс аккумулирования опыта.

Проблема обеспечения творческого характера труда является проблемой следующего уровня. По мере ужесточения конкуренции все большее значение приобретают различные премии и монопольные ренты, которыми обладает предприятие.

Премия - дополнительный доход вследствие наличия некоторых конкурентных преимуществ.

Монопольная рента - дополнительный доход вследствие наличия некоторого, исключительного монопольного положения. Монопольные ренты, например, рента за власть, возникают вследствие распределения. Развитие рынка приводит к тому, что все виды монопольных рент начинают учитываться в цене. Премия за аккумулированный опыт, выражаемая в меньшей себестоимости продукции, становится одним из важнейших факторов конкуренции. Творческий характер труда служащих позволяет ускорить процесс накопления знаний и умений.

Формирование полезных синергетических эффектов. Современное предприятие является сложной самоорганизующейся системой. Самоорганизация - свойство приобретать пространственную, временную, функциональную или иную структуру без специфического воздействия из вне. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики предприятие должно предугадывать и следовать изменениям рыночной конъюнктуры. Невозможно охватить подробным единым взглядом большое современное предприятие. Остается проводить политику согласованного развития различных подсистем.

Синергетический эффект - полезный эффект взаимодействия подсистем.

В настоящее время многие предприятия имеют клиентов как в государственном секторе, так и в секторе коммерческом.

Полнота реализации миссии. Миссия - удовлетворение той потребности, ради которой существует предприятие. Четкое понимание миссии позволяет формировать ассортиментный портфель, стратегически дающий наиболее сильные и полезные длительные синергетические эффекты. Формирование оптимального портфеля товаров и услуг происходит на основе анализа всех смежных видов продукции и услуг, которые может производить фирма. Оптимальный портфель ассортимента позволяет легко адаптироваться к колебаниям конъюнктуры рынка, сглаживать сезонные колебания, полностью использовать производственный потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: