Потребность в стратегии

Предприятие - сложная, многоплановая система. Оно должно приносить прибыль и быть финансово эффективным. Финансовую эффективность обеспечивает финансовая подсистема предприятия. Подсистема маркетинга занимается выявлением оптимальной для предприятия рыночной ниши. Предприятие включает в себя также и социальную подсистему. Предприятие следует рассматривать и как политическую подсистему. В этом случае речь идет о согласовании интересов и о распределении власти.

Одновременно предприятие находится в сложной среде и подвергается влиянию многих факторов:

- экономических;

- правовых;

- политических;

- социальных.

Многоплановость предприятия и многомерность действующих на него сил делают управление им сложной задачей. Возникает потребность в формировании некоторого стержня, некоторой точки отсчета, позволяющей координировать и согласовывать деятельность различных подразделений предприятия.

Выстраивание стержня начинается с определения ориентиров и маяков и маршрутов движения к цели. Такими ориентирами и маяками являются стратегия и стратегическая ориентация, а маршрутом - стратегия.

Стратегическая ориентация - ориентиры, на достижение которых ориентируется предприятие.

Стратегия - качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия. Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Различают четыре группы таких правил.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности организации в настоящем и в перспективе. При этом качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.

2. Правила, по которым строятся отношения организации с внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами.

Этот набор правил называют продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации, Зачастую их называют организационной концепцией.

4. Правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность. Эти правила называются основными оперативными приемами.

Стратегии обладают определенными отличительными чертами.

1. Выработка стратегии завершается не каким-либо немедленным действием, а лишь установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций организации.

2. Сформулированная стратегия может быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска.

3. Необходимость в реализации выработанной стратегии отпадает, как только реальный ход развития выводит организацию на желательные события.

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составления проекта конкретных мероприятий. Здесь зачастую приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией.

5. По мере того как в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация, которая может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Таким образом, успешное использование стратегии не может быть без обратной связи.

6. Для отбора тех или иных проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, поэтому может показаться, что это одно и тоже, в то время как ориентир представляет собой цель, к которой стремиться организация, а стратегия - средство для достижения этой цели. Ориентиры - это более высокий уровень принятия решений.

7. Стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как и в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент служат ориентирами, а в другой - выступают в роли стратегии организации.

Слово стратегия произошло от греческого "искусство генерала". Термин стратегия взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государства с использованием всех доступных средств. В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой или деловой политикой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: