Если компания-претендент предпочитает не вступать в конкурентную борьбу, а поддерживать свое положение на рынке, она переходит в разряд «последователей». Таким образом, фактически компания-претендент должна реализовывать только наступательные стратегии, если ее целью является переход в состояние лидерства.
Стратегии компании-последователя:
1. Стратегия плагиата - полное копирование действий лидера во всех сферах;
2. Стратегия подражания - оставляя основой стратегии действия лидера, внесение некоторых изменений в комплекс предоставляемых услуг, ценообразование и т.д.
3. Стратегия освоения - использование в качестве основы продукции лидера и его маркетинговых программ, улучшение их и распространение на другие рынки.
Стратегии компании, обслуживающей рыночную нишу:
1. специализация на определенной группе конечных потребителей;
2. вертикальная специализация;
3. специализация на потребителях-предприятиях определенного размера;
4. специализация на нескольких конкретных потребителях;
|
|
5. географическая специализация;
6. специализация на определенных товарах или характеристиках товаров;
7. специализация на определенном уровне цены / качества;
8. специализация на определенных услугах.
Классификация Ф. Котлера предполагает, что все фирмы успешно действуют на рынке, реализуя свои конкурентные преимущества. Однако российская практика показывает, что в условиях кризисной экономики в течение достаточно продолжительного периода на рынке могут сосуществовать предприятия с нормальным и неустойчивым финансовым состоянием, более и менее эффективные.
Интерес представляет классификация ролевых стратегий, предложенная российским экономистом А. Юдановым. Он выделяет четыре типа ролей: коммутантов, патиентов, виолентов и эксплерентов.
Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, обладают низкой устойчивостью. Этой роли соответствует приспособленческая стратегия, достаточно распространенная на российском рынке местно-локального масштаба. Сила мелкого неспециализированного предприятия состоит в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретных потребителей.
Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля, незаменимую в той или иной мере для соответствующей группы клиентов. Этой роли соответствует нишевая стратегия, которая является аналогом стратегии фокусирования М. Портера.
|
|
Виоленты (львы) - огромные предприятия, контролирующие значительную долю рынка в сфере крупного стандартного производства продуктов или услуг. Этой ролевой группе соответствует силовая стратегия. Конкурентным преимуществом являются низкие издержки за счет экономии на масштабе производства, а также широкомасштабные научные исследования, развитая сбытовая сеть. В российских условиях сила виолентов объясняется скорее не указанными конкурентными преимуществами, а протекционистской политикой, одним из возможных результатов которой является исчезновение стимулов для повышения качества и контроля над издержками. Появление иностранных конкурентов на российских рынках лишает виолентов их лидирующего положения.
Эксплеренты (мотыльки) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Их пионерская стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. В России такие предприятия часто не имеют достаточных средств для освоения рынков, широких маркетинговых исследований, поэтому эксплерентами являются в основном венчурные подразделения крупных фирм или их дочерние организации.
Таким образом, стратегия организации - это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды.
Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Реальные стратегии базируются на целях и задачах, конкретизирующих миссию организации. Они представляют собой план действий или путеводитель для организации, обеспечивающий ее стратегическое развитие. При разработке стратегий определяющим является стратегическое видение высшего руководства, которое заключается в способности не только определять пути и методы достижения поставленных целей, но и интуитивно предугадывать развитие событий во внешней среде. Однако в реальности предвидение не всегда оказывается оправданным: для обеспечения реализации стратегических задач необходима адекватная реакция на изменение условий рынка, свежие решения конкурентов, новые технологии, модификацию предпочтений потребителей, политические и нормативно-правовые новации, появление новых возможностей, неожиданные критические ситуации.
Тесты по разделу
1. Корпоративная стратегия - это
а) стратегия функциональной зоны хозяйствования;
б) стратегия предприятия в целом;
в) стратегия отдельного стратегического подразделения.
2. В зависимости от этапа жизненного цикла отрасли различают стратегии
а) углубление рынка, развитие товара, расширения рынка;
б) роста, ограниченного роста, сокращения;
в) дифференциации, лидерство в минимизации издержек производства, фокусирования.
3. Стратегия фокусирования предполагает
а) фиксацию определенного сегмента рынка и концентрацию усилий на выбранном рыночном сегменте;
б) создание продукта с уникальными свойствами;
в)активную позицию предприятия на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю.
4. Стратегия диверсификации применяется, чтобы
а) расширить сбыт выпускаемых товаров на традиционных рынках;
б) улучшить уже достигнутое состояние;
в) избежать зависимости от одного товара или рынка;
г) контролировать значительную долю рынка в сфере крупного стандартного производства продуктов или услуг.
|
|
5. Оборонительная стратегия принимается к реализации
а) если рыночная позиция предприятия удовлетворяет его руководство;
б) если занимаемая доля рынка ниже оптимального уровня, но предприятие обладает сильными конкурентными преимуществами для ее увеличения;
в) если фирма успешно действует на рынке.
6. Силовую стратегию используют предприятия
а) чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары;
б) контролирующие значительную долю рынка в сфере крупного стандартного производства продуктов или услуг;
в) хорошо освоившие одну из ниш рынка.
7. Процесс разработки стратегии не включает:
а) определение миссии организации;
б) конкретизацию видения организации и постановку целей;
в) формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение;
г) разработку бизнес-плана организации.