При формировании стратегии следует учитывать:
- возможности и факторы риска и форс-мажора;
- сильные и слабые стороны организации; ценности и другие характеристики коллектива и организации.
Различные комбинации этих факторов и составляют поле выбора. Каждый выбор является уникальным и в существенной мере определяется потенциалами организации и среды, ценностями руководства и коллектива. Выбор комбинации факторов, составляющих стратегию, в существенной мере должен определяться чутьем или интуицией.
Основными эвристическими приемами, используемыми при построении стратегии, являются:
- формирование уникальности, целостной гаммы продуктов;
- консолидация сил;
- концентрация ресурсов.
Уникальность стратегии позволяет клиентам идентифицировать фирму среди остальных конкурентов, а организации защищать себя от конкурентов; способствует укреплению энтузиазма сотрудников и оздоровлению морального климата.
Формирование целостной гаммы продуктов позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно за счет использования синергетических эффектов при производстве, маркетинговых исследованиях и продвижении продукта на рынок; закупке сырья, научно-исследовательских и ОКР.
|
|
Консолидация сил способствует концентрации усилий на жизненно важных направлений, например, при формировании основных навыков и умений.
Концентрация ресурсов на участках конкурентного преимущества позволяет эти преимущества развивать далее. Проблема концентрации возникает при работе на многих рынках и со многими продуктами.
Тесты по разделу
1. Рациональное управление включает в себя:
а) конкурентов, покупателей, поставщиков, замещающие товары;
б) прогнозирование через выявление трендов развития организации и внешней среды, планирование, позиционирование на рынке, управление;
в) формирование уникальности продуктов, установление связей и союзов с воздействующими на окружающую среду организациями и группами.
2. Основными способами формирования конкурентных преимуществ являются:
а) снижение издержек, повышение качества, улучшение сервиса;
б) рост производительности труда, снижение трудоемкости изготовления продукции;
в) рост затрат на производство продукции, рост прибыли при росте цены.
3. Конкурентная среда включает в себя
а) рынок труда, ресурсы, информацию;
б) конкурентов, покупателей, поставщиков, замещающие товары, барьеры;
в) сильные и слабые стороны предприятия, технологии, опыт.
4. Функциональная специализация характеризуется:
а) управлением с акцентом на производительность;
б) диверсификацией по многочисленным продуктам и рынкам;
в)исследованиями по улучшению продуктов и технологических процессов.
5. Рациональное управление является
а) жестким;
б) мягким;
в) интерактивным.
6. Инструментом стратегии не является
а) план;
б) позиция,
в) перспектива;
г) ситуация.