Процесс формирования стратегии начинается с проведения стратегического анализ, который включает в себя исследование динамики окружающей среды и потенциала организации. Большую роль в стратегическом анализе играет выявление основных умений и навыков – тех умений и навыков, которые дают компании конкурентные преимущества и определяют основные направления ее деятельности.
При стратегическом анализе исследуются:
- окружающая среда: ее возможности; факторы риска и форс-мажора;
- внутренняя среда: сильные и слабые стороны; потенциал; основные навыки и умения;
- ресурсы и потенциал организации;
- ценности руководства и коллектива;
- мера социальной ответственности.
Следующим этапом процесса формирования стратегии является анализ конкурентной среды, которая включает в себя:
- конкурентов;
- покупателей;
- поставщиков;
- замещающие товары;
- входные и выходные барьеры.
Третьим этапом является анализ организации, который включает в себя исследование:
- персонала, степени одинаково понимаемых видения, ценностей, стремлений; согласованности интересов; энтузиазма; морального климата; навыков и умений: технических, административно-управленческих, межличностного общения; организационных;
|
|
- доступных ресурсов: материальных, финансовых, информационных, интеллектуальных;
- связей и союзов с воздействующими на окружающую среду организациями и группами;
- состояния технологий и оборудования.
На четвертом этапе осуществляется анализ руководителей и их ценностей. Стратегия, находящаяся в конфликте с ценностями руководителей или коллектива, обречена на провал. Ценности руководителей проявляются через:
- восприятие окружающей среды и фирмы;
- стили и методы проведения анализа, формирование решений, проведение решений в жизнь, обратной связи;
- систему критериев.
Ценности зависят от возраста, социального происхождения, опыта, образования.