Анализ капитала фирмы

Капитал фирмы рассматривается двояко – с точки зрения натурально-вещественного содержания и с точки зрения стоимостной формы.

В первом случае объектами стратегического анализа становятся:

- число и территориальное расположение, производственный профиль объектов, принадлежащих фирме;

- соотношение активных и пассивных элементов;

- состояние оборудования, степень изношенности;

- структура производственных мощностей.

При анализе стоимостной стороны капитала начинают с вопросов, сколько акций разрешено к выпуску и сколько выпущено фактически, каково их распределение между держателями. Прогнозируется, как измениться ситуация при их дополнительной эмиссии. Затем определяется стоимость фирмы и ее подразделений. Для этого используют два подхода – рыночный и бухгалтерский.

Рыночный подход предполагает несколько вариантов определения стоимости фирм, а именно с учетом:

а) стоимости аналогичной компании;

б) дополнительных выгод для конкретного покупателя;

в) мнения экспертов;

г) суммы денег, которую можно получить при распродаже активов;

д) капитализации доходов (прибыли, дивидендов).

В рамках бухгалтерского подхода стоимость фирмы можно определять:

а) как разность между активами и обязательствами;

б) с учетом данных скорректированного бухгалтерского баланса. Коррекция происходит по следующим направлениям:

- долгосрочные финансовые вложения оцениваются по текущей стоимости;

- списываются безнадежные долги и долги, по которым истек срок давности;

- учитываются инфляция и износ имущества.

Разность между рыночной и балансовой стоимостью фирмы образует так называемый гудвилл, или стоимость нематериальных активов, не отражаемая в балансе, например имиджа. Чем выше гудвилл, тем теоретически в большей степени фирма превосходит своих соперников.

Точное знание стоимости фирмы и подразделений очень важно для принятия решений о стратегическом маневре, который может предполагать их ликвидацию и покупку взамен других. Кроме того, чем дороже фирма, тем больше доверяют окружающие ей и реализуемой ею стратегии.

При анализе капитала фирмы важным направлением становится изучение его источников и возможности их дальнейшего использования. Эти источники могут быть собственными и заемными.

Достоинством собственных источников капитала является однозначная зависимость выплат по ним от имеющихся результатов деятельности и возможность в большинстве случаев манипулировать их размерами.

Но компания может потерять контроль над выпущенными акциями, которые легко могут скупить посторонние лица.

Использование заемных средств исключает такую опасность, позволяет повысить показатель прибыльности собственного капитала, являющийся основным при оценке деятельности фирмы, но связано с опасностью банкротства.

Поэтому фирма, исходя из ситуации, постоянно манипулирует их соотношением.

Наконец, объектом анализа становится стоимость капитала, то есть затраты на его привлечение (величина выплат по отношению к основной сумме).

Стоимость заемного капитала равна процентной ставке по кредитам или облигационным займам.

Стоимость акционерного капитала определяется как сумма величины дивиденда (в процентах), приходящаяся на одну акцию, и темпа росты цены самой акции.

Кроме того, определяется средневзвешенная цена капитала.

Формула для ее расчета в общем виде выглядит следующим образом:

СВЦК= Si (1 – N) + dy + r(1-S),

Где S – доля заемных средств в общей сумме инвестиций;

I – ставка банковского процента;

N – налоговая ставка;

D – уровень дивидендов по привилегированным акциям;

y – доля привилегированных акций в инвестициях;

r – рентабельность собственного капитала.

Стоимость (цена) капитала является важным показателем, определяющим условия и стратегические возможности развития компании; которое обеспечивает уровень прибыльности, превышающий СВЦК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: