Стратегическая хозяйственная зона представляет собой часть внешнего окружения фирмы (как правило, отрасль, рынок или его сегмент), куда та имеет или желает получить выход.
Крупная многопрофильная компания имеет несколько самостоятельных (связанных или не связанных между собой) направлений производственно-хозяйственной деятельности. Они реализуются в рамках СХЗ, или – стратегических сфер бизнеса, выделение которых создает возможность повысить эффективность производства и прибыль.
Набор СЗХ может периодически обновляться. Это связано с изменением внутренней и внешней среды функционирования предприятия, а также с изменением экономических интересов самой компании.
Обычно СХЗ связаны с разработкой и освоением новых технологий, видов продукции, источников ресурсов и т.п. При их выделении учитываются:
- текущая и перспективная емкость рынка;
- потенциальные темпы увеличения спроса;
- ожидаемая степень стабильности среды (социальной, политической, экономической);
- проявление конкуренции;
- уровень конкурентоспособности;
- территориальное расположение потенциальных потребителей, их предпочтения, нужды, покупательная способность;
- фаза жизненного цикла товара;
- желаемый уровень рентабельности.
Крупные фирмы, имеющие различные направления производственно – хозяйственной деятельности, могут иметь десятки СХЗ. Поэтому возникает проблема формирования их оптимального набора с учетом краткосрочных и долгосрочных ориентиров развития. Успех деятельности в СХЗ обусловлен стратегической активностью, гибкостью, открытостью новому.
Активность характеризуется степенью агрессивности стратегии, гибкость – допустимой кардинальностью перемен, которые фирма в соответствии с изменениями окружения вносит в технологии, продукцию, рыночную политику и пр. Под открытостью понимается тип организационной реакции, которая требуется фирме для поддержания своей стратегической активности.






