Стратегические хозяйственные единицы и центры

Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это специализированная структура, которая может быть предприятием, отдельным подразделением, его частью, например цехом, поточной линией. Таким образом, не только предприятие, но и даже отдельное подразделение может включать несколько СХЕ.

Признаками СХЕ являются:

- наличие самостоятельного направления деятельности, специфических целей и возможности реализации долгосрочных стратегий на основе долгосрочной производственно-сбытовой программы (главный признак);

- специализация на выпуске определенных видов товаров и услуг;

- возможность самостоятельного распоряжения ресурсами, принятия в рамках общего стратегического плана независимых управленческих решений в области производства, сбыта и материально-технического обеспечения, времени выхода на рынок, выбора поставщиков;

- обладание собственным рыночным сегментом (нишей), кругом клиентов и конкурентов, в том числе и за пределами страны;

- возложение на руководство ответственности за основные моменты деятельности;

- измерение и оценка результатов, как правило в финансовых показателях.

Каждая СХЕ должна жить по средствам, когда расходы меньше доходов, она обычно имеет статус центра прибыли. Если СХЕ самостоятельно не реализует продукцию, то она имеет статус центра издержек производства.

Структурами, координирующими в интересах фирмы деятельность СХЕ в СХЗ, являются независимые стратегические хозяйственные центры (СХЦ), ориентированные на получение прибыли, рост рентабельности, успех в конкурентной борьбе и т.п. Их число зависит от особенностей реализуемых стратегий, конкретного круга решаемых задач.

В состав СХЦ включаются научные, сбытовые, производственные подразделения.

Впервые идея СХЦ была внедрена и в дальнейшем усовершенствована компанией «Дженерал Электрик». К ее структуру в 1970-х г.г. входило примерно 40 СХЦ, реализовавших самостоятельное направление деятельности. Компания «Техас Инструментс» имела 50 СХЦ, созданных на срок 5-10 лет.

СХЦ должны ориентироваться на внешний рынок, четко определенный тип конкурентов, быть центральным звеном планирования и координации осуществления долгосрочных стратегий.

Система таких центров накладывалась на существующую организационную структуру. Их симбиоз получил название двойной структуры.

Как показал опыт 1970-1980-х г.г., ситуация, когда каждому рыночному сегменту соответствует СХЦ, оказалась исключением. Описанную идеальную модель СХЦ ни одной компании реализовать не удалось.

Тесты по разделу

1. Стратегическая хозяйственная зона - это

а) область деятельности крупной многопрофильной компании;

б) часть внутренней среды крупной многопрофильной компании;

в) часть внешнего окружения компании, куда та имеет или желает получить выход.

2. Перспективы роста рентабельности в отдельных стратегических зонах

а) одинаковы;

б) неодинаковы.

3. Выделение СХЗ является результатом

а) стратегического сегментирования рынка;

б) прогнозирования рыночного потенциала;

в) планирования темпов увеличения спроса.

4. Формирование набора хозяйственных зон осуществляется с помощью

а) факторного анализа;

б) матричного анализа;

в) анализа рынка;

г) анализа производственно-хозяйственной деятельности.

5. Общая оценка привлекательности СХЗ получается путем сочетания

а) перспектив роста, рентабельности и возможного уровня нестабильности;

б) существующей доли рынка, перспектив роста доли рынка и возможного ассортимента продукции;

в) перспектив роста, рентабельности и возможного уровня стабильности;

г) перспектив роста прибыли, рентабельности и возможного спроса.

6.Если компания планирует сосредоточить усилия в новых СХЗ, нужно

а) уделять основное внимание темпам роста по сравнению с увеличением рентабельности;

б) уделять основное внимание более быстрому увеличению рентабельности по сравнению с ростом;

в) удерживать завоеванные позиции за счет вливания новых инвестиций.

7.Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) – это

а) область деятельности крупной многопрофильной компании;

б) специализированная структура, которая может быть предприятием, отдельным подразделением, его частью, например цехом, поточной линией;

в) диверсифицированная компания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: