Основная деятельность фирмы должна концентрироваться в отраслях с хорошими перспективами роста, где она получает большую часть доходов. Поэтому главная цель анализа отрасли состоит в определении ее привлекательности на ближайшую и долгосрочную перспективу с учетом динамики макросреды и конкурентных возможностей компании.
В 1980-х годах М. Портер разработал модель анализа отраслевой конкуренции, основанную на выделении пяти, определяющих ее факторов, на которые фирмы могут влиять, реализуя свои стратегии. К этим факторам относятся: угроза появления новых конкурентов; угроза появления товаров-заменителей; влияние покупателей; влияние поставщиков; острота соперничества между фирмами.
Эти факторы определяются отраслевыми особенностями, поэтому их значение меняется от отрасли к отрасли. Они влияют на затраты (заставляют тратить деньги на рекламу, ускоренное обновление и совершенствование продукции), размеры инвестиций. Чем сильнее воздействие таких факторов, тем меньше возможностей у отдельного предприятия для установления высоких цен, тем ниже его прибыльность.
|
|
Вопросы для повторения раздела
1. Объясните, что такое позиционирование и чем оно отличается от сегментации.
2. Охарактеризуйте варианты конкурентной позиции компании.
3. Приведите стратегии позиционирования фирмы.
4. Предложите собственные варианты стратегии позиционирования.
5. Назовите основные показатели отраслевого анализа и дополните их собственными.
6. Опишите модель внутриотраслевого анализа конкуренции М.Портера.
Рыночная сегментация и стратегические хозяйственные зоны