Выделение СХЗ является результатом стратегического сегментирования рынка, этапами которого являются:
1) определение конкретного перечня зон, которые желает в данный момент иметь фирма. Этот процесс базируется на анализе жизненных циклов спроса, технологии и выпускаемого товара;
2) формирования набора хозяйственных зон осуществляется прежде всего с помощью матричного анализа. Последнее позволяет оценить настоящее и будущее положение фирмы в данной зоне с точки зрения привлекательности рынка и возможности успешно на нем конкурировать. Для этого необходимо оценить с учетом потенциала роста, увеличения рентабельности и тенденций развития макросреды привлекательность СХЗ.
Далее на основе прогноза изменения спроса, рентабельности, производственного и кадрового потенциала определяется номенклатура продукции, выпускаемой подразделениями фирмы, и разрабатываются модели их поведения в соответствующих СХЗ.
Потенциал роста СХЗ определяется путем прогнозирования:
|
|
- его темпов с учетом макроэкономических перспектив;
- числа будущих потребителей;
- возможности географического расширения рынков;
- быстроты устаревания и скорости обновления ассортимента продукции, используемых технологий;
- насыщения спроса;
- изменения отношения потребителей к товару;
- появление иных благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.
Изменение рентабельности зависит от следующих факторов:
- динамики объемов продаж;
- уровня спроса по отношению к имеющимся производственным мощностям;
- темпов обновления продукции и продолжительности ее жизненного цикла;
- затрат, связанных с проникновением на рынок или уходом с него;
- степени агрессивности основных конкурентов;
- остроты конкуренции на рынках ресурсов;
- интенсивности рекламы;
- качества послепродажного обслуживания;
- силы давления потребителей;
- общих негативных и позитивных тенденций изменения макросреды.
Поскольку в отдельных СХЗ перспективы роста рентабельности неодинаковы, привлекательность их также будет различной, что должно учитываться при выборе основных направлений деятельности фирмы.
Если, например, компания планирует сосредоточить усилия в новых СХЗ, нужно уделять основное внимание темпам роста по сравнению с увеличением рентабельности.
Если же планируется остаться в рамках существующих зон, то их удержание требует более быстрого увеличения рентабельности по сравнению с ростом.
На основе перечисленных моментов можно дать оценку будущей привлекательности СХЗ. Эта оценка необходима при усложнении перспектив роста и условий конкуренции. В нестабильных условиях, когда длительность фаз жизненных циклов спроса и технологии короче временного горизонта внутриорганизационного планирования, перспективы СХЗ следует измерять по нескольким критериям.
|
|
1. Чтобы учесть возможное воздействие жизненного цикла, нужны две оценки роста: одна для не пройденной части текущей фазы, другая – для следующей фазы.
2. Из-за возможности изменений в развитии конкуренции не следует строить предположений о том, что рентабельность, присущая данной стратегической хозяйственной зоне, останется неизменной или будет находиться в положительной зависимости от дальнейшего роста. Поэтому нужны две независимые друг от друга оценки рентабельности: краткосрочная и долгосрочная.
3. В связи с возможными изменениями в социальных, политических, экономических, технологических условиях при оценке степени привлекательности следует учитывать уровень будущей нестабильности.
Таким образом, вместо одного показателя роста объема, применяемого в Бостонской матрице, оценка привлекательности СХЗ требует сложной комбинации факторов.
Промышленные компании и организации – консультанты по вопросам управления разработали различные приемы оценки привлекательности СХЗ.
Оценка привлекательности СХЗ осуществляется последовательно:
1. Глобальный прогноз экономических, социальных, политических, технологических условий для тех СХЗ, которые интересуют организацию.
2. Анализ степени воздействия важнейших тенденций и случайных событий на соответствующую СХЗ. При разработке оценки важно учитывать, что нестабильность проявляется как через благоприятные тенденции (Тб), так и неблагоприятные (Тн), возникновение которых возможно в рассматриваемой СХЗ.
3. Экстраполяция прежних тенденций роста и рентабельности.
4. Оценка возможных изменений в сложившихся тенденциях спроса с помощью анализа факторов, определяющих этот спрос.
5. Выводится оценка общих сдвигов в тенденции роста в близкой и далекой перспективе с помощью баллов интенсивности.
6. Корректировка экстраполяции, исходя из оценки общих сдвигов в тенденции роста, позволяющая получить количественную характеристику будущей тенденции.
7. Оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности на базе анализа конкурентного давления и экстраполяции данных о рентабельности.
8. Общая оценка привлекательности СХЗ получается путем сочетания перспектив роста (Пр), рентабельности (Р) и возможного уровня нестабильности (Тб/Тн).
Оценку будущей привлекательности можно вывести по формуле:
Привлекательность СХЗ = α * Пр + β * Р + γ * Тб - δ * Тн,
где α, β, γ, δ - коэффициенты, которые даются менеджерами для обозначения относительного вклада каждого фактора и в сумме составляют 1,0 и указывают на сравнительную привлекательность ориентиров для организации.
При этом надо разработать две независимые оценки – краткосрочную и долгосрочную: первую – для применения в матрице БКГ вместо показателя роста объема; вторую – для долгосрочного управления набором видов деятельности.
Этапом выбора позиции в конкуренции, следующим за оценкой привлекательности СХЗ, является оценка будущих конкурентных позиций организации.
Первый шаг к оценке будущего конкурентного статуса организации в СХЗ – определение ее относительных позиций в перспективе, а именно: оценка стратегических капиталовложений, которые организация делает и планирует в настоящее время; оценка критической точки объема и точки оптимального объема в будущем; определение оптимального соотношения капиталовложений организации с оптимальными вложениями.
Конкурентный статус организации в СХЗ будет результатом взаимодействия трех факторов:
|
|
1) относительного уровня стратегических капиталовложений организации в ту или иную зону хозяйствования, обеспечивающих конкурентный статус на основе эффекта масштабов выпуска отдельных видов продукции, а также эффекта масштабов деятельности организации в целом;
2) конкурентной стратегии, которая позволяет разграничить позиции организации и ее соперников;
3) мобилизационных возможностей организации, когда стратегии обеспечивается эффективная поддержка на уровнях планирования и выполнения планов, а также в виде хорошо налаженной оперативной работы после того, как стратегия принята.