Процесс моделирования включает в себя Следующие шаги:
1) построение модели;
2) изучение модели;
3) экстраполяцию — перенос полученных данных на область знаний об исходном объекте.
На первом этапе при осознании невозможности или нецелесообразности прямого изучения объекта создаётся его модель. Целью этого этапа является создание условий для полноценного замещения оригинала объектом-посредником, воспроизводящим его необходимые параметры.
На втором этапе производится изучение самой модели, настолько детальное, насколько это требуется для решения конкретной познавательной задачи. Здесь исследователь может осуществлять наблюдения за поведением модели, проводить над ней эксперименты (модельный эксперимент), осуществлять измерение или описание её характеристик. Это зависит от специфики самой модели и от исходной познавательной задачи. Целью второго этапа является получение требуемой информации о модели.
Необходимо отметить, что, хотя модель мы создаём (или выбираем) сами, подчиняя её ряду условий, она, тем не менее, обладает определённой самостоятельностью. В ней присутствует некий элемент неизвестности, поэтому модель надо действительно изучать, и она в должной мере заранее неизвестна. Метод моделирования потому и относится к эмпирическим методам, что предполагает интерактивный режим работы с изучаемым явлением (в данном случае с моделью, а также в той или иной мере — и с оригиналом).
Третий этап (экстраполяционный) представляет собой возвращение к исходному объекту, т.е. интерпретацию полученных знаний о модели, оценку их приемлемости и, соответственно, непосредственное применение их к оригиналу, позволяющее в случае успеха решить исходную познавательную задачу (см. рис. 2).
Эти шаги реализуют своеобразный цикл моделирования, в ходе которого модель и оригинал соотносятся друг с другом.
Роль модели достаточно интересна, т.к. она является одновременно и объектом, и средством изучения. Модель по своей познавательной функции принципиально транзитивна, т.е. сопряжена с другим объектом: изучая модель, мы постоянно нацелены на её прототип.
Рис. 2. Этапы моделирования
Исходя из этапов моделирования легко увидеть, что структура метода моделирования содержит больше компонентов, чем наблюдение или эксперимент. В моделирование включены следующие составляющие:
1) субъект, осуществляющий моделирование;
2) моделируемый объект — оригинал;
3) объект-посредника — модель;
4) контекст моделирования, к которому относятся условия времени и места, концептуальные и материально-технические средства.
При построении модели исходного объекта часто происходит его упрощение и вводятся некоторые допущения (как правило, идеализирующие ситуацию). Допущения и базирующиеся на них понятия могут быть и весьма абстрактными, как, например, при математическом моделировании (скажем, понятие абстрактного инфекционного процесса при моделировании иммунных процессов). Исходные допущения должны быть осознанными и обоснованными, т.к. неверные допущения приведут к серьёзным искажениям при экстраполяции. Это означает, что для всякой модели следует чётко формулировать объем задач, которые будут решаться с её помощью:
Надо помнить и о том, что исходный объект может быть воспроизведён с помощью разных моделей; в общем случае нельзя сказать, что какая-то из них является истинной, настоящей, правильной. Достоинства той или иной модели в полной мере зависят от конкретной цели исследования, от концептуального угла зрения учёного.
Назовём некоторые основания классификации моделей:
1) по субстрату — материальные (вещественные) и идеальные (концептуальные, мысленные);
2) по моделируемым аспектам — структурные, функциональные и др.; I
3) по виду сходства между оригиналом и моделью — физические, аналоговые, квазианалоговые и др.
Деление по субстрату модели означает различие моделей относительно того, с помощью чего моделируется исходный объект. Здесь для] обозначения конкретного способа моделирования часто используют название материала (пластмассовая модель самолёта и т.п.), характеристику происхождения данной модели (лабораторное животное как естественная модель для изучения физиологических процессов у человека) или общего типа моделирующей среды (маятник как механическая модель колебательных процессов, термостат как термодинамическая модель физиологических процессов терморегуляции и т.п.).
Идеальные (концептуальные) модели тоже могут быть представлены разными субстратами: они могут быть графическими, логическими, мате-
матические (среди них есть алгебраические, геометрические, топологические и т.п.) и многими другими. Но следует помнить о том, что о моделировании в собственном смысле мы говорим лишь тогда, когда наличествуют его необходимые признаки (в т. ч. эвристическая ценность), а не просто имеется некоторая форма представления знаний, называемая моделью. Например, географическая карта может не только выступать способом хранения знаний, но и применяться в моделирующем исследовании: в том случае, когда мы анализируем пути на карте и выбираем наилучший, мы актуально используем и изучаем графическую модель для решения конкретной задачи. Моделирование с применением концептуальной модели — это особое эмпирико-теоретическое исследование; здесь могут использоваться мысленное экспериментирование, вычислительные эксперименты и т.п.
Деление по моделируемым аспектам означает различие моделей относительно того, что именно моделируется в данной ситуации. Ведь модель всегда отражает лишь какие-то отдельные, имеющие интерес для исследователя стороны оригинала. Здесь тоже возможно разнообразие видов моделирования. Модель может воспроизводить структуру объекта (структурная), какие-то его функции (функциональная), параметры, особенности формы, каналы управления (кибернетическая), информационные потоки, состояния, связи (например, причинно-следственные), этапы истории и многое другое.
Классификация по виду сходства используется для уточнения того,
в каком именно отношении сходства находятся между собой оригинал
и модель. Часто это имеет важное значение: знание точных соотношений
между оригиналом и моделью оказывается необходимым в физике, в технических науках. Для обозначения этих видов сходства в специальных
дисциплинах применяют особые термины. В случае тождества физической природы изучаемых явлений говорят о физическом подобии (например, электрические свойства исходного объекта изучают с помощью электрических свойств модели; то же касается свойств механических, жидкостных, оптических и т. п.). Аналоговое моделирование (или использование модели-аналога) — это способ воспроизведения, при котором физическая природа оригинала и модели различна, но математически они описываются одними и теми же уравнениями (например, колебательные процессы в цепи с током и в механической системе); различают также квазианалоговое моделирование (когда математические описания модели и её прототипа отличаются, но эквивалентны относительно получаемых результатов) и другие его виды. Проблему сходства модели и оригинала мы подробнее рассмотрим чуть ниже. <
В названиях моделей, используемых на практике для их характеризации, часто пересекаются сразу несколько оснований классификации. Так,
термин «теоретико-игровая модель», сообщая нам, что данная модель основана на методах математической теории игр, указывает сразу и на то, что эта модель относится к концептуальным, и на то, что моделирующей средой выступает контекст теории игр, и на аспекты, которые ею моделируются (в данном случае это будут какие-то стратегии поведения в некоторой конфликтной ситуации).
Рассмотренные способы классификации показывают, что существует обширное множество разновидностей моделей и способов моделирования. Тем не менее, метод моделирования в своих базисных чертах является единым, несмотря на разнообразие частных модификаций. Не должно вызывать затруднения и то, что в конкретных областях научного познания в понятие «модель» иногда вкладывается специфический смысл. Скажем, в математической логике термин «модель» имеет специальное значение: там моделью формальной теории называется некоторый математический объект, для которого высказывания теории оказываются истинными. Но и такой смысл понятия «модель» совместим с общеметодологическим, ведь модель в математическом смысле тоже является объектом-посредником относительно формальной теории, средством увидеть эту теорию в действии, т.к. будучи непроинтерпретированной, вне своих моделей она является лишь чистой формой, которой мы пока не придали никакого смысла. Таким образом, общий смысл термина «модель» сохраняется и при специфическом использовании его в математической логике.
Проблема сходства оригинала и модели
Для решения многих задач, в которых используется моделирование, требуется уточнить интуитивное понимание того, что модель похожа на оригинал. Знание точных взаимоотношений модели и оригинала позволяет на всех этапах моделирования действовать более адекватно: от этапа построения модели с заданными характеристиками до экстраполяции, осуществляемой по строгим правилам.
В физико-технических науках для обозначения обобщённого отношения сходства модели и оригинала используется термин «подобие». В физике существует особая дисциплина — теория подобия; она обеспечивает концептуальную поддержку моделирования. В теории подобия разрабатываются методы, с помощью которых можно репрезентировать данные как зависимости между безразмерными величинами, т.е. в некотором нейтральном виде; тогда явления, которые описываются одинаковыми значениями безразмерных величин, являются подобными друг другу. Пользуясь этой теорией, исследователь может, изучая явление на какой-либо модели, переносить полученные результаты на
совершенно иные явления, но характеризующиеся теми же значениями безразмерных величин. При точном моделировании оперируют и такими понятиями, как масштабы (отношения, устанавливающие условия перехода от модели к оригиналу), критерии подобия (критерии адекватного сходства модели и оригинала); выделяют также различные виды подобия — абсолютное, полное, неполное, приближенное. У истоков теории подобия стояли Г. Галилей и И. Ньютон. Так, Г. Галилей показал, что сходство механических систем базируется не просто на интуитивно понимаемом сходстве их по внешнему виду и т.п., а на определённых физических соотношениях. И. Ньютон, продолжая этот подход, сформулировал две теоремы подобия для механических систем.
Для обозначения ещё более широкого отношения сходства между объектами, системами, процессами предлагают также использовать термин «изоморфизм» — понятие, пришедшее из абстрактной алгебры. Две сравниваемые системы называются изоморфными, если каждому элементу одной системы взаимно однозначно соответствует элемент второй системы, а каждому отношению между элементами первой системы соответствует отношение второй системы, имеющее такие же структурные свойства. В контексте моделирования две системы называют изоморфными, если между ними может быть установлено взаимное соответствие по некоторым изучаемым свойствам. Например, у информационных процессов могут быть выделены устойчивые общие черты, позволяющие им протекать сходным образом в биологическом объекте, компьютере, социальной системе, тогда все эти объекты рассматриваются как изоморфные относительно протекания их информационных процессов.
Взаимное соответствие определённых аспектов двух систем может быть обнаружено и реализовано различными способами. Наиболее ярким случаем такого соответствия является изоморфизм структур. При моделировании этого сходства исследователь пытается воспроизвести структурные особенности одной системы на ином субстрате. В бионике для нужд технических наук создаются искусственные аналоги объектов или процессов, обнаруженных в живой природе: например, ультразвуковая эхолокация имитирует соответствующие органы животных. Структурное моделирование также широко используется в медицинских науках при протезировании органов. Другим вариантом соответствия является существенное сходство функции (поведения). Один и тот же эффект может быть реализован в системах с совершенно разными структурами: летательный аппарат может быть выполнен не обязательно на основе крыла, но и на основе пропеллера, баллона с лёгким газом, реактивного двигателя.