Научное сообщество. Формальные и неформальные общности

Термин «научное сообщество» получил широкое распространение пос­ле появления книги Т. Куна «Структура научных революций». О научном сообществе обычно говорят в связи с теми или иными факторами, объеди­няющими учёных в единую социальную группу (или группы). Так, учёных объединяют единые стандарты профессионального поведения (этос науки), включая этико-деонтологические принципы, а также — для более диффе­ренцированных объединений — общность образования, специализации, непосредственного научного интереса, и единая дисциплинарная матрица. В состав матрицы, По Т. Куну, прежде всего входят используемые группой без разногласия научные положения, метафизические принципы, ценности, образцы деятельности, или парадигмы (§ 4.3).

Научное сообщество под воздействием внутренних и внешних факто­ров организуется в виде групп различных уровней. Прежде всего группы, поддержанные административными мерами, структурируются формаль­ным способом. К таким группам относят совокупности учёных, принад­лежащих к одной и той же специальности. Кроме того, административны­ми методами создаются научные коллективы, работающие в одном месте и объединяющиеся, как правило, для выполнения какой-то конкретной работы. Сейчас широко используются программно-целевые формы адми­нистративного упорядочения научных исследований. Они применяются там, где требуется координирование совокупности научных учреждений (часто различного профиля), совместное достижение сложных страте-


гических целей, реализация дорогостоящих, требующих мощного техни­ческого обеспечения проектов. В таком случае создаются целенаправлен­ные программы (программа космических исследований, экологические, биомедицинские и другие программы).

Существует также неформальное структурирование и объединение научных групп. Структурирующим началом здесь является естественная консолидация учёных вокруг исследуемого ими предмета, научной темы. Устойчивыми объединениями учёных, сформировавшимися на нефор­мальной основе, являются такие, как неформальная исследовательская группа, научная традиция, научная школа.

Следует заметить, что, несмотря на возрастающую роль коллективов, базовой единицей научной деятельности является все же учёный как ин­дивидуальный субъект научного познания. И хотя тот или иной научный результат часто создаётся сегодня коллективными усилиями, именно учё­ный остаётся субъектом научной аргументации, принятия решений, лич­ной ответственности за свою научную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: