Научные коммуникации. Деятельность научного сообщества может быть представлена как сово­купность коммуникативных процессов

Деятельность научного сообщества может быть представлена как сово­купность коммуникативных процессов. Изучая динамику интеракций и циркуляцию информации, можно получить представление о том, как


функционирует наука, как развиваются ее области, активизируются или замедляются исследования.

Так, в период нормальной науки общая коммуникативная среда доста­точно аморфна. Ранее популярностью пользовалась гипотеза Д. Прайса, со­гласно которой нормальную науку двигает в основном небольшое коли­чество авторитетных учёных, которые взаимодействуют преимущественно только между собой и составляют ядро данной парадигмы. Однако спе­циальные социологические исследования опровергли эту точку зрения; коммуникативные процессы нормальной науки отличаются большей под­вижностью и неопределённостью. Так, многие из её деятелей вообще мало общаются между собой. В периоды же заметных научных измене­ний наблюдается выделение некоторых подгрупп, в которых заметна интенсивная внутригрупповая коммуникация — то, что выше было назва­но уплотнением сети и формированием сплочённой группы.

Отметим, что феномен научной коммуникации в последние десятиле­тия сам является темой интенсивных социологических исследований. Это связано с той огромной ролью, которую играет циркуляция информации в любом сообществе. Принято выделять формальный (печатная продук­ция и приравненные к ней сообщения) и неформальный (личное общение, неофициальные сообщения) типы научной коммуникации.

Основой формальной коммуникации является, конечно, статья и более крупные формы. Статья, опубликованная в специализированном научном журнале, стала примерно с середины XIX в. основной единицей научной информации, позволяющей оперативно сообщать о достижениях передне­го фронта науки. Однако сегодня, кроме оригинальной статьи, популяр­ность приобретают другие формы: так, учёные активно используют рефе­раты, анонсы и краткие сообщения, особенно в динамично развивающихся областях. Ввиду колоссального накопления информации большую роль приобретают обзоры. Известно, что поток научной информации постоянно возрастает, что создаёт определённые сложности для учёных. Учёному фи­зически невозможно уследить даже за тем, что происходит в узкой сфере его непосредственных интересов. Огромные массивы научной литературы остаются никем не прочитанными. Все это говорит о том, что информаци­онное обеспечение и взаимодействие в науке сталкивается с серьёзнейши­ми проблемами. Правда, в самое последнее время в ходе компьютерной ре­волюции пропускные возможности каналов коммуникации существенно расширились и качественно обновились: как известно, новые перспективы открыты в связи со становлением сети Интернет. Многие аналитики утверж­дают, что журнальные публикации в будущем утратят свои функции; их заменят новые формы хранения и обработки информации — банки данных, информационно-справочные системы и т.п.


Действительно, существует множество издержек, связанных не только с коммуникативной ролью статей, но и с самой публикационной центриро­ванностью науки. Так, Д. Прайс в своей известной работе от 1967 г. указыва­ет, что учёные по социальным причинам вынуждены стараться публиковать как можно больше, что наносит ущерб самой же науке. Анализируя тенден­ции в развитии научной коммуникации, он предсказывает замену журналь­ных статей другими, более эффективными информационными формами1.

Неформальная коммуникация играет огромную роль в науке. Для опи­сания структур неформальной коммуникации социологи часто используют термин «невидимый колледж» (восходящий к группе учёных XVII в., поз­же образовавших Лондонское королевское общество). Это сеть невидимых личных связей и каналов коммуникации учёных. Например, у каждого учё­ного, как правило, есть его личные эксперты и консультанты, которым он больше всего доверяет (часто они не являются его формальными сотрудни­ками или даже относятся к другой специальности). Учёные устанавливают множество неформальных связей по поводу проблем, над которыми они работают. Они создают неформальные, географически дисперсированные коллективы путём научной переписки, общения на конференциях, личного знакомства, поддержания традиций. Роль неформальной коммуникации особенно важна для трансляции неявного знания, занимающего важное место в научных школах, неформальных группах, традициях.

Сегодня, когда в науке задействовано огромное количество рассеянных по различным центрам специалистов, а потоки печатной информации пре­вышают возможности индивидуального потребления, роль неформальной коммуникации становится особенно важной. Именно устойчивые нефор­мальные связи выступают структуризующим началом в научных коммуни­кациях. Многие учёные предпочитают пользоваться неформальными свя­зями для сообщения о своей работе и обсуждения её результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: