Проблемы динамики науки

Применение точных наукометрических методов позволило изучить количественные аспекты динамики различных сторон социального ин­ститута науки: увеличение числа научных работников в общей структуре населения, интенсивность и результативность научных разработок (часто­та открытий и изобретений, публикационная активность), параметры ста­новления и развития научных областей. Установлено, что для многих показателей, отражающих ускорение научной деятельности, характерна динамика по экспоненциальному закону. Например, нарастание интенсив-

1 Прайс Д. Дж. де. Тенденции в развитии научной коммуникации — прошлое, настоя­щее, будущее // Коммуникация в современной науке. М., 1976. С. 93-109.


ности исследований в какой-либо новой, активно разрабатываемой обла­сти обычно обнаруживает тенденцию, близкую к экспоненциальной кри­вой. Вообще, экспоненциальные зависимости встречаются достаточно часто в различных областях (например, им подчиняется рост бактерий, выпадение кристаллов из перенасыщенного раствора и многие другие). Экспоненциальная функция выражает т.н. закон естественного роста.

Однако, несмотря на большую распространённость в научной деятель­ности экспоненциальных тенденций, динамика науки в целом подчиняется более сложным закономерностям, которые сегодня внимательно изучают­ся. Так, в некоторых случаях обнаруживаются ещё более быстрые процес­сы (режимы с обострением). Существуют и тенденции замедления, стаби­лизации в изменениях тех или иных показателей. Осознание сложности динамических трендов в науке заставляет социологов искать новые позна­вательные аналогии и модели. Например, в этой связи некоторые социоло­ги (У. Гоффман, М. Новаковская и др.) сравнивают увеличение публикаций со своеобразным «эпидемическим» процессом, при котором члены научно­го сообщества как бы заражаются новой темой, а на этот процесс в целом оказывают влияние различные ускоряющие и стабилизирующие факторы.

В социологии подобные феномены, касающиеся закономерностей дина­мики каких-либо социальных процессов, известны давно. Выяснено, что многие такие феномены можно моделировать уравнениями математической экологии (т.н. уравнения Вольтерры). Действительно, науковеды проводят интересные аналогии между процессами в научном сообществе и в экологи­ческой системе. С этой точки зрения развитие науки следует понимать как колебание периодов роста и падения продуктивности: начало нового цикла определяется возникновением и активным становлением новой парадигмы, а затем происходит некоторое насыщение предметной области1.

Одной из интересных проблем динамики науки является проблема пере­хода интенсивно работающих научных систем в более стабильный режим. Ведь экспоненциальная динамика носит взрывообразный характер, однако ясно, что в реальности рост какого-либо показателя не может возрастать до огромных значений. Всегда вступают в действие различные лимитирующие факторы, которые могут привести к замедлению и даже остановке того или иного процесса. В науковедении эта проблема получила название проблемы сатурации науки (от лат. saturatio — «насыщение»). В своё время её поставил ещё Д. Прайс. Он полагал, что наблюдаемое в новейший период ускоренное развитие науки неминуемо сменится её замедлением и движением к некоему насыщенному состоянию. Действительно, можно указать ряд очевидных

1 Яблонский А.И. Развитие науки как открытой системы // Системные исследования. 1978. М., 1978. С. 94-95.


ограничивающих факторов: потребность во все более длительной и сложной учёбе будущих учёных, невозможность неограниченно увеличивать чис­ленность людей, занимающихся наукой, невозможность наращивать до бесконечности финансовые вложения в науку, объективное исчерпание потенциала разработок в научных областях и науке в целом и т.п.

Проблема сатурации активно обсуждалась в прошлые десятилетия и в целом ещё не получила окончательного решения. Одни считают её в большей степени надуманной, другие — вполне реальной. Но, по край­ней мере, сейчас ясно, что тенденции научной динамики, как и всякие сложные социальные процессы, весьма неоднозначны, а возможность на­дёжных прогнозов здесь весьма ограничена. Закономерности развития науки не могут быть описаны какой-то достаточно простой математиче­ской кривой, какой-то единой количественной формулой. Динамика науки определяется действием замысловатой совокупности как стимулирующих, так и тормозящих факторов. Анализ научной динамики — это открытая тема, требующая новых науковедческих исследований.

7.3. Научное сообщество как социальная группа

Выше мы определили научное сообщество как совокупность людей, профессионально занимающихся наукой. В более подробном ракурсе на­учное сообщество — это социальная группа, подразделяемая на более дифференцированные подгруппы, объединённые стандартами профес­сионального поведения, общностью образования, специализации, науч­ных интересов и содержательными когнитивными установками, называе­мыми также, по Т. Куну, дисциплинарной матрицей, или парадигмой.

Какие индивидуальные способности должны проявлять в своей про­фессиональной деятельности представители научного сообщества? Таки­ми нормативными характеристиками являются примерно следующие: рациональность, креативность, критичность, чистый познавательный интерес, внутренняя свобода, способность к теоретическому мышле­нию. Наука в своём самосознании, а также идеологии, развивающие опти­мистический взгляд на научное познание, склонны расценивать науку как институционализированную рациональность вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: