Термин «научная картина мира» представляет собой научную абстракцию, выраженную в метафорической форме. Ведь картина в буквальном смысле представляет собой чувственный облик предмета. Мир — это некая реальность, охватывающая все мироздание, однако понятие «мир» не существует вне рамок определенных философских и научных идей и концепций, и с изменением названных концепций изменяется и содержание и методологическая роль понятия «мир». В философском смысле это так и есть, но наука имеет своим содержанием не весь мир, а лишь относительное знание о фрагменте познанного мира. Термин «картина» отсылает нас к чувственному облику мироздания. В действительности картина мира — это не изображение мира, но мир, теоретически осмысленный. Не случайно поэтому в современной эпистемологии часто употребляются такие термины, как «модель», «интегральный образ», «онтологическая схема», «картина реальности».
В отечественной философской литературе имеется два подхода к определению понятия «научная картина мира». Во-первых, как «понятие, выражающее эволюцию обыденных, научных и философских представлений о природе, обществе и человеке и его познании в зависимости от конкретно-исторических способов и форм познавательной деятельности и социальной практики в целом. НКМ1 складывается как осмысление образов мира, лежащих в основе жизнедеятельности, культуры и практики человека, упрощает, схематизирует и интерпретирует действительность, как всякий познавательный образ, вместе с тем выделяя из бесконечного многообразия отношений сущностные, базисные связи» (Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005. С. 334). Как видим, здесь налицо расширительное толкование НКМ, включающее весь спектр обыденного и научного познания, практической деятельности и культуры. Иное толкование смысла НКМ предлагает Степин: «...картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки, система которых вводит целостный образ мира в его основных аспектах... важной характеристикой картины мира яв
[1] Здесь и далее НКМ — аббревиатура, принятая в философии и обозначающая научную картину мира. ляется ее онтологический статус. Составляющие ее идеализации (понятия) отождествляются с действительностью. Основанием для этого является содержащийся в них момент истинного знания. Вместе с тем такое отождествление имеет свои границы, которые обнаруживаются тогда, когда наука открывает объекты и процессы, не укладывающиеся в рамки неявно содержащихся в картине мира допущений. В этом случае наука создает новую картину мира, учитывающую особенности новых типов объектов и взаимодействий» (Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 207—208). Таким образом, в самом общем приближении мы устанавливаем в понятии «научная картина мира», во- первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно- теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагменте мироздания). Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики.
Выделяется три основных типа научной картины мира: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественнонаучная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной области науки. Однако имеют место и существенные различия между теорией и научной картиной мира. Во-первых, в отличие от теории в картине мира имеет место философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (категории синергетики, категории движения, взаимодействия, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки, система которых репрезентирует целостный образ мира в его основных существенных признаках. К числу таких фундаментальных идей ученые относят идеи атомизма, принципы лапласовского и квантово-механического детерминизма, принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие. Философская нагруженность категорий науки, репрезентирующих картину мира, предполагает определение онтологического статуса абстракций, ранее воспринимавшихся как соответствующие репрезентируемой ими реальности. Онтологический статус научной картины определяется, во-первых, тем, что она соответствует действительности, но не тождественна ей. Недопустимо некритическое отождествление представлений о мире с самим миром. Важной проблемой является также определение места парадигмы в научной картине мира. Поскольку парадигма дает модель постановки и решения научных проблем, поскольку в этом качестве парадигма составляет неотъемлемую часть научной картины мира. Вызванные
кризисом и аномалиями в научном процессе поиски теории, способной разрешить противоречия научного познания, завершаются созданием новой теории, новой парадигмы, а следовательно, новой научной картины мира. Смена парадигм означает изменение научной картины мира.
Неотъемлемым элементом научной картины мира является и концепция «исследовательских программ» И. Лакатоса. Конкуренция исследовательских программ особенно наглядно демонстрирует истоки стабильности, относительной устойчивости научной картины мира и механизмы ее изменения. Жесткое ядро программы и защитный пояс характеризуют круг допустимых теоретических и эмпирических задач и выбор средств их решения, составляющих содержание научной картины мира. По существу, идеи Куна'и Лакатоса относительно парадигмы и исследовательской программы являются иным выражением понятия исследовательской традиции. Понятие «научная картина мира» не должно интерпретироваться буквально, это научная абстракция, выраженная в метафорической форме.
Определение понятия научной картины мира предполагает осуществление демаркации между философией и научной картиной мира и между наукой и научной картиной мира. Научная картина мира опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития научного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает нас обратиться к рассмотрению философских оснований науки.