Как известно, экономическое значение науки огромно. Наука модернизирует промышленность, технику, сельское хозяйство, управленческие стратегии и т.п. Существует раздел экономической науки, который называется «экономика науки». Эта дисциплина изучает влияние науки на хозяйственную деятельность; здесь исследуются экономические эффекты научных разработок, общий вклад науки в экономическое развитие, проблемы оптимизации взаимодействия науки и экономики.
В чём конкретно состоит экономическая эффективность науки? В том, что научно обоснованные технологии многократно повышают производительность труда, сберегают рабочее время, уменьшают потребление сырья, изнашивание техники, создают принципиально новые экономические возможности. Так, например, начавшееся в 1970-1980-х гг. сокращение ввоза первичного сырья в экономически развитые страны, которое болезненно отозвалось на уровне жизни в странах, играющих роль сырьевых баз Запада, было вызвано именно скачком научно-технологической модернизации.
|
|
Особое положение науки в экономической системе связано с тем, что научные результаты в известном смысле в целом приносят экономике
эффект сверхприбыли. Давно замечено, что научные достижения — это технологические мощности, которые никогда не изнашиваются. Наука производит продукт, который принципиально не устаревает, а оказывается катализатором последующих новационных процессов; в этом плане научные результаты всегда современны и всегда работают на будущее. Инвестиции в науку многократно окупаются теми научными достижениями, которые внедряются в хозяйственную жизнь. Даже на фоне множества случаев малоэффективной, а иногда и убыточной работы научных учреждений те научные результаты, которые находят себе применение в промышленности и экономике, приносят практическую пользу, намного превышающую содержание науки в целом. Разумеется, подсчитать прямой экономический эффект научных исследований невозможно. Кто, например, вычислит полную экономическую полезность от внедрения новых управленческих стратегий или от рекомендаций эргономики? Кто подсчитает, сколько стоит теорема или химическая формула? Поэтому хотя экономическое значение науки и признано (в т. ч. на официальном правительственном уровне) весьма высоким, однако критерии более точной оценки оказываются весьма неопределёнными.
Это создаёт возможность существенного давления на науку. С одной стороны, именно колоссальная экономическая эффективность науки является причиной того, что государство и заинтересованные социальные сферы как бы вменяют науке в прямую обязанность непрерывно наращивать технологическую модернизацию. Наука как социальный институт должна оправдывать своё существование постоянным и безостановочным производством новаций; в этом вообще с точки зрения промышленно-экономической сферы состоит смысл науки. С другой стороны, неопределённость точного подсчёта экономического эффекта научных результатов (особенно фундаментальных) даёт возможность правительственным и промышленным сферам держать науку на положении вечного должника, который обязан расплачиваться научными открытиями. Проблема взаиморасчёта науки и хозяйствования вряд ли может быть однозначно урегулирована. Но если бы отношения науки и социально-хозяйственной сферы имели полностью рыночный характер, наука вполне могла бы навсегда обеспечить себе достойное существование. Она могла бы жить безбедно на проценты от открытия, скажем, хотя бы трёх законов механики.
|
|
Таким образом, отношение заинтересованных государственно-социальных сфер оказывается весьма похожим на сомнительную манипуляцию: наука считается находящейся на вечном иждивении экономических и правительственных структур, в то время как её реальное содержание на самом деле обходится значительно дешевле того, чем уже обязано общество социальному институту науки.
Однако эту ситуацию не стоит драматизировать. Дело в том, что наука просто не является частью экономической системы. Её деятельность нельзя свести к экономическим эффектам. Уже сам характер инвестирования в научные исследования, оплата труда научных работников, приблизительный подсчёт экономической полезности научных разработок и касающееся их ценообразование показывают, что наука обладает существенной автономностью. Экономическая составляющая её деятельности заметно отличается от экономических кругооборотов торговли, промышленности, сельского хозяйства. Наука принципиально ориентирована на познание, на свободный исследовательский поиск, а экономические соображения являются для неё только побочным фактором. Таким образом, хотя социальный институт науки и вовлечён в экономические отношения с другими общественными сферами — ведь его деятельность должна финансироваться, экономически оцениваться, он должен расплачиваться за инвестиции — но при этом сам институт науки не является частью рынка.
Автономия института науки и одновременно его зависимость от внешних инвестиций приводят к известному напряжению между наукой и государственно-социальными сферами относительно проблемы финансирования. Это серьёзная проблема, которая, в связи с тем что наука нуждается в непрерывном расширении своих материально-технических возможностей, постоянно оказывается обострённой. Даже если согласиться, что в конечном итоге себестоимость научного исследования оказывается низкой по сравнению с неисчислимыми экономическими выгодами от применения научных результатов, в текущей хозяйственной политике постоянно актуальным является вопрос о реальных финансах, которые должны быть инвестированы в науку. С точки зрения реального финансирования наука становится все более дорогим предприятием. Так, даже такая рафинированная дисциплина, как математика, сегодня является весьма дорогим удовольствием: для того чтобы содержать и поддерживать серьёзную математическую научную школу, давать ей возможность публиковаться, проводить конференции, нужны немалые средства. Причём закрытие (или насильственное сокращение) школы нанесёт непоправимый урон науке, поскольку (как говорилось в § 7.2) элитарная научная школа имеет культурную ценность и не может быть выращена какими-либо внешними мерами.
|
|
Кроме того, трудности финансирования связаны с неопределённостью сроков и объёма реальной окупаемости научных разработок. Ведь фундаментальные исследования, как правило, не могут быть выражены в точном денежном эквиваленте в сколь-нибудь обозримом будущем. Масса поисковых работ не только фундаментального, но и прикладного характера оказывается просто неудачными. Разумеется, с этим нужно мириться,
15- 1410 Ушаков
т.к. определённый риск и возможность ошибки входят в само понятие поиска. Однако риск в познавательном контексте и риск в материально-экономическом смысле — совершенно разные понятия; государственные и экономические сферы расценивают неудачный результат исследования (хотя он, возможно, в общем когнитивном продвижении имеет весьма положительное значение) однозначно негативно, причём выражают его в финансовых категориях. Добавим, что проблема адекватного финансирования осложняется также трудностями признания научным сообществом значения той или иной научной работы, а также трудностями её модифицирования в прикладном направлении и последующего внедрения.
Таким образом, экономические взаимоотношения науки и государственно-социальных сфер являются источником постоянной и, видимо, неустранимой конфликтности. Продуктивное решение текущих проблем в этих взаимоотношениях возможно только в результате открытого диалога с установкой на взаимопонимание науки и структур, определяющих экономическую политику.
Политические факторы
Отношения науки и политики имеют две стороны.
1. Первая из сторон — это политическое значение науки, или влияние института науки и его достижений на властные структуры. Научное знание хотя и претендует на первый взгляд на идеологическую нейтральность, может использоваться в разных целях и разными социальными группами. Поэтому сама исходная постановка задач и конечная цель исследований могут оказаться политически ангажированными. Действительная заслуга когнитивной социологии в её сильных версиях (см. § 7.1), если отвлечься от некоторых допущенных преувеличений, состоит в том, что она ясно указала на эту возможность. Как утверждает Б. Барнс, рассмотрение систем убеждений в абстрактном ракурсе не ведёт к успеху; социолог должен рассматривать их всегда в связи с их функциями в практике. Ведь научное познание, даже самое рафинированное, всегда ведомо каким-то познавательным интересом. Необходимо понимать, что за словами «познавательный интерес» могут скрываться расходящиеся устремления более конкретного характера. Развёрнутая концепция различных познавательных интересов науки, одним из которых как раз является замысел, направленный на осуществление господства, была изложена в ранней работе Ю. Хабермаса «Познание и интерес» (1968).
|
|
Отметим также, что важную роль в понимании того, как функционируют механизмы власти, начиная с самых повседневных и незаметных форм,
Barnes В. Scientific Knowledge and Sociological Theory. London, 1974. P. 39.
и как в действительности тесно взаимосвязаны знание и власть, сыграли работы французского философа и историка Мишеля Фуко (1926-1984). На обширном материале, связанном, в частности, с историей психиатрии и медицинскими науками в целом, М. Фуко показывает, как работают микроструктуры власти, используя само знание о человеке в качестве дисциплинарных технологий и репрессивных стратегий общества по отношению к низко оцениваемым социальным группам. При этом сеть властных отношений, пронизывающая исправительные заведения, школы, больницы, предприятия, оказывается тесно связанной с когнитивно-научными моделями отношения к своим объектам. Наука привносит нечто, новое в социальный порядок. Отдельный человек и население в целом становятся управляемыми объектами, которые можно наблюдать, классифицировать, измерять, статистически анализировать и усреднять, подводить под универсальные нормы. Наука, научность, научный взгляд на человека, универсальное знание оказываются изощрёнными инструментами властвования.
Что же касается властных отношений на правительственном уровне, т.е. собственно политики в наиболее типичном употреблении этого слова, то здесь ясно видно, что наука прямо используется в государственных интересах, становится эффективным инструментом политики. Она повышает престиж государства, укрепляет его оборонную и промышленную мощь, а также оказывает неоценимые услуги во внутренних делах, непосредственно в области управленческих технологий. Сфера приложения науки и общего научно-модернизационного проекта весьма широка. Наука открыто находится на службе у власти, например, в изучении общественного мнения (особенно в связи с предвыборными ситуациями), сборе информации о тех или иных параметрах общественной жизни и проведении экспертиз, разработке проектов реформ и всевозможных социальных программ, консультировании политиков.
2. Другой стороной является влияние политико-административных структур на положение дел в науке. Прикладные функции социального института науки, конечно, не остались без внимания политиков. Государственная политика в области науки становится одним из важнейших направлений деятельности правительств развитых государств. Так, уже в период Второй мировой войны в развитых странах были созданы центральные государственные органы для управления наукой. В их состав входили и учёные, и чиновники исполнительного крыла власти. Например, в США в военные годы заработал Научный совет национальной обороны. Но настоящий расцвет административного регулирования науки наступил в послевоенное время, когда в ведущих государствах была создана масса советов, управлений, комиссий, министерств. Они занимались как вопросами общей научно-технической модернизации, включая задачи внедрения научных достиже-
ний в практику, так и наиболее стратегическими с государственной точки зрения исследованиями, такими как ядерная физика, изучение космоса, военно-научные разработки.
Следует отметить, что пионером государственного интервенционизма в отношении науки явился Советский Союз. Само понятие государственной политики в отношении науки и, более того, государственного планирования науки — естественный продукт советской политической системы, воплощавшей принципы тотальной централизации и бюрократизации всех сфер общественной жизни. Правда, широкомасштабного планирования науки и техники не было до 1949 г. (когда появился первый план по внедрению новой техники), а разрабатывались лишь отдельные научно-исследовательские и конструкторские вопросы. Однако уже с первых лет советской власти вопрос о науке был в поле её постоянного внимания.
Послевоенная гонка вооружений развитых стран базировалась в первую очередь на «инвестициях» интеллекта учёных в военно-технологическую сферу. В это время складываются колоссальные военно-промышленные комплексы, формируются великолепно оснащённые центры секретных научных исследований. Колоссальную поддержку оказывали своим научным разработкам и другие развитые государства. Как известно, советская наука послевоенного периода была в своей значительной части именно военизированной, государственно-стратегической. Потенциал науки, направленной в определённое русло, стал важнейшим фактором государственно-политической мощи.
Одной из узловых тем во взаимоотношениях науки и государства становится проблема управления научной деятельностью. Она, прежде всего, касается поиска адекватных организационных форм, которые позволили бы науке развиваться наиболее оптимально (не забывая, конечно, и о государственных интересах). Наукой нельзя управлять жёсткими командно-административными методами. Она достаточно автономна, и главный двигатель научного продвижения — это деликатный человеческий фактор, к непременным условиям функционирования которого следует, прежде всего, отнести талант учёного и свободу его выражения. Это означает, что управлять наукой можно лишь в весьма специфическом смысле — обеспечивая материально-технические условия для научных исследований и коммуникаций, оперативно поддерживая наиболее перспективные направления, создавая благоприятную социальную среду для деятельности учёных (престиж профессии учёного, возможности для высококачественного образования, правовую поддержку и т.п.).
При этом остаётся ряд достаточно серьёзных конкретных вопросов, касающихся управления наукой. К ним относятся такие вопросы, как проблема критериев при выборе того или иного приоритетного направления,
вопрос о показателях, позволяющих оценить эффективность функционирования научного учреждения и его дальнейшую перспективность; кадровые вопросы, включающие подбор работников по личным и профессиональным качествам, разделение обязанностей, список должностей и оплату труда учёных; проблема планирования количества научных центров и их мощностей; задача оптимального сочетания свободного инициативного начала учёных и государственно-политических заказов; вопросы, касающиеся стимулирования и мотивации научного труда и многое другое.
Как известно, прямое вмешательство политики в науку с целью поощрения каких-то направлений или решения конкретных проблем далеко не всегда оказывается удачным. Но есть и успешные стратегии государственного содействия науке.
Примером достаточно разумной политики государственно-административной сферы в отношении поддержки науки могут служить США. Доказательством эффективности этой политики является лидерство в области высоких технологий, которое Штаты сохраняют за собой фактически в течение всего послевоенного периода. Начиная с 1970-х гг. США пошли по пути поиска новых форм управления наукой. Как известно, в 1960-1970-е гг. наблюдались определённые кризисные явления в отношениях науки и общества, сопровождавшиеся призывами к более жёсткому социальному контролю за наукой (см § 6.3). Однако власть и сами учёные осознавали, что общественный контроль за наукой не должен превращаться в диктат. С другой стороны, соперничество развитых стран на мировой арене требовало неуклонного совершенствования государственного управления наукой, заботы о её процветании и повышении её эффективности. Новыми формами взаимодействия администрации и науки явились различные организационные структуры, занимающиеся оценкой новейших технологий и анализом тенденций, складывающихся в науке и технике. С помощью самих учёных в правительстве стали более пристально рассматриваться вопросы регулирования науки. Например, был создан неформальный институт консультативной помощи депутатам в решении вопросов научной политики, причём многие участвующие в нем учёные заняли видные посты в структурах власти. Была также отлажена гибкая система финансирования, использующая как государственные, так и частные источники. Функционирующие в США научные учреждения по организационному принципу можно разделить на три типа: это национальные ведомства (федеральные лаборатории, центры и т.п.), структуры в ведении частного сектора промышленности (научные лаборатории фирм) и структуры в системе образования (университетская наука). С 1980-х гг. правительство США взяло курс на преимущественное финансирование фундаментальных исследований, сократив одновременно
инвестиции в прикладные разработки. Поддержка фундаментальной науки проявляется в создании под эгидой государственных ведомств, прекрасно оснащённых лабораторий, в которых занято более 500 тыс. учёных и технологов. Исследования, проводимые в них, в отличие от университетских и промышленных, имеют стратегический характер, планируются как долгосрочные, поддерживаются как самые дорогостоящие, обеспечиваются условиями для междисциплинарных изысканий. В то же время отлажено тесное взаимовыгодное сотрудничество промышленности и университетской науки. Достигнуто сочетание инициатив, которое в разных структурах исходит и от правительства, и от университетов, и от частного промышленного сектора. В структуре самой экономики США наука и технология заняли центральное место1.
Таковы основные черты американской системы государственной поддержки науки; безусловно, это пример, во многом достойный подражания.