Звуковая живопись

У каждого гитариста свое качество звука. Отрабатывая нюансировку и окраску звуков, лучшие гитаристы используют всю свою чувствительность, тонкий слух и обширные музыкальные знания.

Андрес Сеговия

У звуков есть цвет, хотя мы его и не видим. Черный пояс в этом додзё мыслит звук как живопись и гитарой пользуется как кистью. Когда мы говорим о музыкальных гаммах, то даже слово хроматическая означает цвет или некоторую связь с ним. Откуда же берется у звука цвет? Он определяется его собственным тембром и взаимоотношениями с соседними нотами. Художники, например, знают, что голубой цвет рядом с красным выглядит совершенно иначе, чем рядом с зеленым. Так же воспринимаются и музыкальные ноты. Одна и та же нота может звучать ярко или тускло, в зависимости от того, с какими другими нотами она соседствует. Изучая и осваивая совместное воздействие звуковых цветов, вы научитесь вызывать различные ощущения.

Подбирая цвета на своей картине, некоторые художники выплескивают банки красок прямо на холст, а другие работают кистью так же аккуратно, как глазной хирург микроинструментом. Каждый способ может быть эффективным, если работа наполнена эмоциональным содержанием.

Смотрите на музыку как художник, и пусть воздух станет вашим холстом. А когда пойдете в музей, слушайте песни, слетающие к вам с каждой стены. Когда все пять чувств сольются в единое, вы познаете Путь Дзэн-гитары.

Тембр

Я работал над тембром...почти 50 лет; и когда я не слышу своего тембра, я не могу играть. Когда я не могу играть, то не могу зарабатывать. А если не могу заработать, то становлюсь бездомным. Это как цепная реакция, понимаешь? Если я теряю свой тембр, то теряю потенцию, я не могу любить женщину, я не могу ничего сделать...Просто хоть голову в петлю - если потерял тембр.

Майлз Дэвис

Гитарист, обладающий черным поясом, знает, что такое тембр, и владеет им. Для звука тембр то же самое, что для цвета оттенок. Художник знает все тончайшие оттенки синего цвета, от светлой голубизны детской распашонки до густой синевы морской офицерской формы. И каждый оттенок в этом спектакле дает свое особое ощущение. Это же справедливо и для тембров гитары. Каждый тембр - чистый, искаженный, округленный, теплый - производит свое особое, иногда совершенно отличное от других ощущение.

К каким только уловкам ни прибегают даже опытные исполнители, чтобы найти нужный тембр. Тембр зависит от акустических свойств помещения, от усилительной системы, от дерева, из которого изготовлена гитара, от струнного датчика, от материала медиатора. Исполнителю, который не сумел найти свой тембр, гарантированы такие же мучительные усилия, как певцу с ларингитом.

На эмоциональном уровне о тембре можно говорить как об интонации голоса. В этом отношении исполнитель должен быть актером. Какую группу нот выделить, какое чувство вложить в эти ноты - от этих решений зависит эмоциональная тональность вашей игры. Фразу "Я люблю вас" актер должен уметь произнести десятью тысячами способов, каждый раз с новым смыслом; игра на гитаре ничем не отличается от игры актера!

Находите правильный тембр во всем, что вы делаете. Это чутье необходимо на все случаи жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: