Проблема основного вопроса философии. Структура философского знания

3 вопроса:

1. Понятие основного вопроса философии. Традиционная формулировка основного вопроса философии.

2. Мировоззренческая формулировка основного вопроса философии. Категории внешнего и внутреннего миров человека.

3. Важнейшие разделы философского знания.

Философия существует. Она занимается основными проблемами.

Рассматривая сущность философии в логическом ключе, плане, в отличие от генетического и исторического, философы очень часто обсуждают проблемы основного вопроса философии. (ОВФ).

Основной вопрос философии в структуре философского знания выполняет 2 ключевые функции:

Во-первых он выражает главную задачу, на решение которой ориентирована любая философская система, ориентирована та или иная система, поскольку она философская.

Во-вторых, ОВФ выступает система организующих факторов организации философского знания. Это значит, что основные аспекты, стороны, грани этого вопроса составляют фундамент важнейших разделов философии.

В истории философии существует так называемая традиционная формулировка ОВФ.

Её ещё иногда называют классической. Она возникла как раз в рамках классической, европейской философии 17-18 века. Это и есть для философии классика. Правда законченное выражение эта формулировка получила несколько позднее, в середине 19 века в работах М. Ф. Энгельса в рамках марксисткой философии.

В учебниках часто пишут, что ОВФ в его классической формулировке - это вопрос о взаимоотношении материи со знанием. Строго говоря, это неверно.

Дело в том, что классическая философия мыслит преимущественно противоположными друг другу по содержанию понятиями.

Противоположность понятию материи - это понятие дух.

Что же касается понятия сознание, то оно непосредственно сопоставимо с понятием бытия.

Бытие - сознание.

Материя - дух.

ОВФ - это взаимоотношение материи и духа.

Начнём с бытия и сознания.

Универсальное определение бытия в философии дать невозможно.

Потому что в соответствии с природой философии.

Дело в том, что различные философы по разному определяют, интерпретируют для себя бытие.

Философия пытается максимально преодолеть односторонний подход к миру.

Прежде всего оказывается, что бытие - это сфера некой изначальности.

То есть того, что не из чего другого уже не выводимо. Поскольку это сфера изначальности, это одновременно и пространство уже само собой разумеющегося, в этом смысле естественное. Это и есть бытие.

Обнаруживается, что это и область условия всего существующего. Но условие такого, какое радикально от всего существующего отличается.

Всё это то есть сущее. Отсюда следует интересная вещь, что бытие является условием всего существующего, но условием не силовым. Это не сила, которые творит всё. Иными словами, бытие - это не причина сущего. Но всё равно условие. Но не причина. Радикально от всего существующего отличается.

Бытие снова надо будет искать в условиях его существования. Регресс бесконечности.

Отсюда следует, что бытие не является причиной всего существующего.

Строго говоря, мы не может приписать бытию атрибут существования.

Есть такие феномены, когда атрибут не существования, его мы не можем приписать тоже.

Некоторые философы говорят, что бытие не существует.

Бытие - это ничто. Нельзя что-то знать о том, что нет.

Строго бытие назвать существующим нельзя.

Проблема описания феномена.

Хайдеггер решил выразить статус бытия следующим образом. Он сказал, что бытие не существует и даёт место всему существующему.

Функция этого место - дать пространство для всего существующего.

В экономической теории понятия, например, стоимости и цены не совпадает.

Не одно и то же существовать и иметь место.

Бытие не существуют, однако имеет место.

Бытие выступает ещё как область жизни. А следовательно область органическая. Целостная. Но органическое надо отличать от организованного, как жестко упорядоченное, структурированное. По отношению к организованному бытие выступает как пространство неорганизованное, хаотичное, стихийное. В этом плане окунуться в бытие – окунуться в стихию жизни.

Порядок всегда выступает из хаоса.

Сознание.

Сознание, когда оно сопоставляется с бытием, понимается достаточно широко. Это не просто функция человеческого мозга, а это феномен, который существенным образом определяет характеристики мира, в котором живёт человек.

Сознание - это прежде всего источник распада реальности, с которым имеет дело человек на субъект и объект. А именно на то, что выделает себя из окружающей среды и противопоставляет себя окружающей среде - это и есть субъект.

И на то, что противостоит перед этим субъектом - противопоставленный - это и есть объект.

Человек отличается от животного сознанием

Сознание ставит цели человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и вырабатывает алгоритмы по её достижению.

Структурирует объект и действия.

А отсюда следует, что сфера сознания - это сфер упорядочивания, организованности. Вот и отличие сознания от бытия. Поскольку эта сфера организованности упорядочивания, она переживается нами в значительной мере сферы искусственного, созданного, а значит производного от чего-то изначального.

Вот и есть бытие -> сознание.

Это сфера, где господствует искусственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: