Практическое занятие №5. Тема: "Питательные среды для культивирования микроорганизмов

Тема: "Питательные среды для культивирования микроорганизмов. Стерилизация"

1. Актуальность темы:

Микробиологическая работа, и в первую очередь практические задания, связана с приготовлением питательных сред для выращивания микроорганизмов. Среды необходимы для накопления, выделения и хранения микроорганизмов. Питательные среды используются при бактериологической диагностике инфекционных заболеваний. Кроме этого, питательные среды используются для выращивания культур с целью исследования их обмена веществ, для производства с помощью микроорганизмов ценных продуктов метаболизма: ферментов, антибиотиков, витаминов и тому подобное. Качество диагностики и качество бактериальных препаратов часто зависит от полноценности питательных сред.

Для усвоения этой темы студенты должны изучить химический состав микробной клетки, метаболизм микроорганизмов, механизм питания, классификацию микроорганизмов по типу питания и др. Студентам предоставляется возможность ознакомиться с классификацией питательных сред, принципами их приготовления, требованиями к ним; усвоить методы определения ферментативной активности бактерий.

Не менее актуальной является тема "Стерилизация". Изучение этой темы дает возможность студентам ознакомиться с влиянием физических, химических и биологических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов. Ознакомиться с методами стерилизации и стерилизационной аппаратурой, овладеть методами контроля стерилизации в автоклаве. Все это обусловливает актуальность темы занятия и формирует позитивную мотивацию ее изучения.

2. Конкретные цели:

· Ознакомиться с различными питательными средами для культивирования микроорганизмов и их классификацией.

· Изучить образцы готовых питательных сред, их компоненты. Ознакомиться с техникой приготовления, разлива и подготовки к стерилизации разных питательных сред (МПА, МПБ, бульон Мартена, Хоттингера, мясо-пептонный желатин, пептонная вода, кровяной агар, среда Эндо, Левина, цветной ряд Гиса и др.).

· Усвоить методику определения сахаролитических, протеолитических и гемолитических свойств бактерий.

· Изучить принципы и методы стерилизации, стерилизационную аппаратуру, режимы стерилизации в разных аппаратах и контроль эффективности стерилизации в автоклаве и воздушно-жаровом стерилизаторе.

3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция). Смотри практическое занятие №1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: