4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
Физиология микроорганизмов | Физиология микроорганизмов - это раздел микробиологии, изучающий биохимические и энергетические процессы, которые происходят в бактериальной клетке и обеспечивают воссоздание ее структурного материала и энергетические потребности. |
Группы питательных сред | |
1. Основные питательные среды | Основные питательные среды - это среды, которые по составу, наличию питательных веществ пригодны для культивирования многих видов бактерий. |
2. Специальные питательные среды | Специальные среды используются в тех случаях, когда микроорганизмы не растут на простых питательных средах. |
3. Элективные среды | Элективные среды - это среды, на которых микроорганизмы определенного вида растут быстрее, более интенсивно, опережают в своем развитии другие виды бактерий. |
4. Селективные среды | Селективные среды - это среды, которые благодаря добавлению определенных компонентов (желчь, анилиновые красители, антибиотики и др.) способны подавлять развитие одних видов микроорганизмов, но не влияют на другие виды. |
5. Дифференци-ально-диагности-ческие среды | Дифференциально-диагностические среды - это среды, которые позволяют определить ферментативные свойства микроорганизмов и проводить их дифференциацию. Они разделяются на среды для определения протеолитических, пептолитических, сахаролитических, гемолитических, редуцирующих свойств бактерий. |
6. Стерилизация | Стерилизация - это полное уничтожение микроорганизмов на предметах, материалах, в питательных средах. |
7. Дезинфекция | Дезинфекция - это совокупность мероприятий для полного, частичного или избирательного уничтожения потенциально патогенных для человека возбудителей на разных объектах окружающей среды с целью предупреждения передачи возбудителя от источника инфекции к восприимчивому организму. |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
|
|
· Что изучают в разделе "Физиология микроорганизмов"?
· Особенности метаболических процессов у бактерий, ферменты бактерий, их классификация.
· Механизмы питания у бактерий. Классификация микроорганизмов по типу питания.
· Питательные среды для культивирования бактерий, их классификация. Требования к питательным средам.
· Характеристика и принципы изготовления отдельных групп сред.
· Методы определения ферментативной активности бактерий.
· Чувствительность микроорганизмов к действию физических, химических и биологических агентов. Механизмы их действия.
|
|
· Что такое стерилизация? Принципы и методы стерилизации.
· Стерилизационная аппаратура, режим работы этих приборов.
· Контроль эффективности стерилизации в автоклаве и воздушно-жаровом стерилизаторе.
· Что такое дезинфекция, асептика, антисептика?
4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:
· Ознакомиться с классификацией и принципами изготовления разных групп питательных сред: основных, специальных и дифференциально-диагностических.
· Изучить образцы питательных сред и компонентов, которые входят в их состав (мясо-пептонный бульон (МПБ), мясо-пептонный агар (МПА), кровяной МПА, Эндо и другие).
· Усвоить методику определения сахаролитических, протеолитических и гемолитических свойств бактерий.
· Ознакомиться с методами стерилизации, стерилизационной аппаратурой и принципами контроля эффективности стерилизации в автоклаве.
· Ознакомиться со стерилизационной лабораторией кафедры и аппаратурой, которая в ней находится (автоклав, сухожаровой и текучепаровой стерилизатор, аппарат для инактивации сыворотки).
5. Содержание темы:
На практическом занятии студенты изучают питательные среды для культивирования микроорганизмов, их назначение и принципы получения. Изучают методику определения ферментативных свойств бактерий. Знакомятся со стерилизационной аппаратурой и изучают методы стерилизации, которые применяются в микробиологической практике. Выполненные задания студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.