Когнитивные модели депрессии и тревожно-фобических расстройств

А. (Бэк) Каждый человек имеет предрасположенность к определенным психотравмирующим ситуациям - «местам наименьшего сопротивления». Личность есть совокупность когнитивных схем, формирующихся по ходу жизни в индивидуальном опыте в связи с научением и идентификации со значимыми людьми. Каждое расстройство имеет свое когнитивное содержание. Бэк выделил в основной модели депрессии 6 отдельных моделей, имеющих общие элементы: кросс-селекционная, структурная, психобиологическая и др. Базовые элементы когнитивной модели депрессии: а) Когнитивная модель: Триада вкл. в себя - негативный взгляд на мир, на будущее и на себя. Он воспринимает себя как ненужного, зависимого от других, что существуют барьеры в достижении целей. Трудности кажутся неразрешимыми. Он считает, что у него нет способности контролировать ситуацию + низкая энергия, усталость, инертность. б) Предрасполагающие схемы: когнитивные модели формируются на начальных этапах жизни. Ситуации, связанные с потерями, похожи на те ситуации, которые первоначально способствовали внедрению депрессивной схемы, могут вызвать депрессию. По мере углубления депрессии эти схемы становятся до такой степени гипервалентными, что клиенты могут утратить способность рассматривать свои отрицательные мысли объективно и полностью зацикливаться на постоянно повторяющихся отрицательных мыслях. Это убеждения типа «я ничего не стою»... в) Когнитивные недочеты и искажения: гипервалентные депрессивные схемы и убеждения затрудняют нормальную когнитивную обработку, восприятие, воспоминания. Клиенты теряют способность к проверке истинности своих интерпретаций событий. Основные черты депрессивного мышления: преобладающий акцент на отрицательных аспектах жизни; взятие на себя ответственности за решение проблем во всех жизненных ситуациях; самообесценивание в случае неудачи при попытке достижения поставленных целей; сверобобщение конкретных недостатков путем рассмотрения их как общих и устойчивых; наличие «тупиковой» точки зрения, которая не позволяет решить проблему даже частично.

Когнитивные модели тревожных и фобических р-в. Главная тема - опасность, а тревога - стратегия, применяемая в ответ на нее. При тревожных р-вах нормальный эволюционный механизм выживания становиться преувеличенным и работает со сбоями. Первичная оценка - первичная оценка ситуации и последующая переоценка ее опасности для псих. и физ. здоровья. Вторичная - человек оценивает свои ресурсы, для того чтобы справиться с угрозой. Когнитивные ошибки, отражающие дисфункциональную схему, включают в себя переоценку и преувеличение опасности, ее последствий и ресурсов организма. При фобических р-вах п ациенты антиципируют физический или псих. вред в определенных ситуациях.

Б. (Эллис) РЭТ - рационально-эмотивная терапия. В своих работах она пишет, что депрессия и тревога возникают в значительной степени из-за абсолютистского, специф. детерминированного мышления, которое возлагает на человека бессмысленные обязанности, не обоснованные рационально: must-урбации. Люди просто хотят чего-то или стремятся чего-то достичь, а затем терпят неудачу и думают, что в будущем их постигнет подобная неудача => испытывают определенную угнетенность. В депрессию она превращается только тогда, когда они обращают свои желания в цели или безусловные требования, начиная убеждать себя в том, что они должны добиваться успеха и удовлетворять все свои желания.

В. Помимо теории Бэка, объясн. причины депрессии есть и ряд других когнитивно-поведенческих моделей: а) люди впадают в депрессию когда они создают себе дефицит положительного самоподкрепления и избыток отрицательного мом когда они воспринимают полученное подкрепление как меньшее, чем они его заслуживают; б)- «- когда они испытывают недостаток в радостных событиях или когда в их жизни мало неожиданных, непредвиденных уач и одобрительных оценок; в) в депрессию впадают те люди, которые ожидают наступления очень неприятных наказаний и полагают, что они мало что смогут сделать, чтобы изменить их к лучшему. Они приписывают негативным событиям внутренние, стабильные и глобальные причины. Позитивные же рассматриваются ими как детерминированные внешними, нестабильными и очень специф. факторами.

15. Особенности депрессивного когнитивного стиля - см. 14

16. Основные мишени когнитивной терапии: общая стратегия и методы

Процесс терапии: начальные сессии - анализ проблемы с помощью функционального (идентификация проблемы - как, где, как часто и как долго проявляется проблема) и когнитивного анализа (выявление мыслей и чувств пациента в условиях психотравмы). Делается список включающий симптомы, формы поведения или глубокие проблемы. Они располагаются по приоритетам в качестве мишеней терап. воздействия. Любое р-во следует свести к 4-м базовым неадаптивным образам - мишеням: астения (терап. мероприятие - поощрение к действию); отчаяние и суицид; самокритичность; отсутствие удовольствия и удовлетворенности (вести дневник с оценкой событий + и -).

17. Конкретные методические приемы когнитивной терапии

1. Когнитивные техники: а) Техники выявления автомат. мыслей: они выявляются расспросами пациента о его мыслях. Если это трудно, то ищут неадаптивные визуальные образы. Также исп. проигрывание ролей, в рамках которой пациент побуждается к наблюдению собственных автомат. мыслей. Эти мысли подвергаются поведенческими фактами и \ или логическим анализом, поскольку в основе неск. мыслей может лежать 1 неадаптивное убеждение. Используют также доску для записей (когда клиенты увидят свои первонач. мысли на доске, то они могут раскрыть более глубокие). Клиентов можно побудить занять деятельностью, которая их пугает. Также можно исп. дневниковую технику (записывать возникающие автомат. мысли и следующие с ней эмоции). б) Техники проверки обоснованности автомат мыслей: путем вывода следствий из нее; путем побуждения к проверки ее в реальном поведении; сравнении с другими; выявления логических несоответствий в системе убеждений; метод идентификации - терапевт рассказывает о клиенте с аналогич. проблемами; поощрение гетероагрессии - перевод самопорицания в порицание других; отвлечение - вовлечение в более интересную деятельность; реатрибуции - поощрение к формулировке и проверки других объяснений причин событий; переопределение (я вместо никто); децентрация. в) Идентификация бессознательных убеждений. 3 группы таких негативных убеждений: связанные с принятием, с компетентностью, с контролем. Об их наличии можно судить темам автоматических мыслей, стратегиям преодоления трудностей, поведению. Их изменение: сократовское расспрашивание; проведение когнитивных экспериментов; переживание вновь воспоминаний детства; придание убеждениям новой формы.

2. Поведенческие техники: а) планирование деятельности: составление графика; б) оценка мастерства и удовольствия: 10-бальная шкала для оценки действия и связанного с ним удовольствия; в) проведение поведенческих экспериментов (в т.ч. и парадоксальной интенции); г) репетиция поведения и разыгрывание ролей; д) постановка постепенно усложняющихся задач (для последующей последовательной дезензитизации); е) методы отвлечения (от сильных отрицательных эмоций и мыслей); ж)домашние задания- оно включает в себя развитие самоконтроля, развитие навыков.

Техники РЭТ: а) выявление иррациональных убеждений и их производных через знакомство с АУП системой, в которой убеждения могут быть представлены когнитивно (могут быть обнаружены по признакам долженствования), эмоционально (неадекватные чувства) и поведенчески (пагубные действия); б) оспаривание иррациональных убеждений: для того, чтобы все разновидности долженствования исчезли нужно не только признать их наличие, но и оспаривать их. Терапевты ловят клиентов, когда те выдают свои иррациональные идеи и затем оспаривают их. Кроме того, они учат их самих оспаривать. Основной техникой здесь является техника научного опроса. Отвечая на ряд поставленных вопросов, клиент составляет эффективные новые философии (пример - провести через всю систему АУПДЭ «я иду на собеседование и не получаю работу»); в) обсуждение - терапевт обсуждает с клиентами различные аспекты иррационального их мышления; г) формирование рационально-эмотивных образов (плохого, а затем на его основе хорошего). Выделяют и ряд поведенческих техник дискутирования: а) выполнять к-т. пугающее действие ло тех пор пока, они не увидят, что опасность воображаемая (метод наводнения); б) аналогично и упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости или смущенности; в) обучение навыкам; г) наказание-награждение (выполнение д\з => награда, нет - наказание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: