1. Подготовка рефератов студентами по предложенным темам:
- Темы рефератов
1. Особенности питания населения на современном этапе. Значение биологических цепей миграции токсических и радиоактивных веществ через продукты питания к человеку.
2. Значение питания для здоровья и физического развития. Роль И.П. Павлова в науке о питания. Анализ различных теорий питания (вегетарианская, сыроедение, раздельное питание и др.)
3. Избыточное питание, его роль в формировании сердечно-сосудистой и др. патологии, алиментарная профилактика атеросклероза.
4. Биологические и экологические проблемы питания (биологически активные добавки, генетически модифицированные продукты).
5. Новые продукты питания на основе нетрадиционных источников белка.
6. Микроэлементозы. Гигиенические принципы профилактики эндемиче
ских заболеваний. Современные методические подходы к гигиениче
скому нормированию микроэлементов.
Оценка суточного рациона питания студента (предлагается в виде домашнего задания).
|
|
На занятии проводится анализ и заключение по суточному рациону питания путем перекрестной экспертизы.
1) Определение суточных энерготрат организма
Общие энергозатраты за сутки определяются по формуле:
Эсут= Эоо +Эддп+ Эдеят, где
Эоо – расчет основного обмена;
Эддп – определение динамического действия пищи;
Эдеят- расчет энергии, затрачиваемой на конкретный вид профессиональной деятельности.
Потребность в энергии и пищевых веществах зависит от физической активности, характеризуемой коэффициентом физической активности (КФА), равным отношению энерготрат на выполнение конкретной работы к ВОО (величина основного обмена) (таблица 1). Суточные энерготраты на конкретный вид деятельности – это произведение ВОО на соответствующий КФА.
Таблица 1.
Средние величины основного обмена (ВОО) взрослого населения России
(ккал/сутки)
Мужчины (основной обмен) | Женщины (основной обмен) | ||||||||
Масса тела, кг | 18-29 лет | 30-39 лет | 40-59 лет | Старше 60 лет | Масса тела, кг | 18-29 лет | 30-39 лет | 40-59 лет | Старше 60 лет |
а) Расчет основного обмена (Эоо)
Анализ и оценка полученных данных проводится с точки зрения энергоценности и качественного состава установленным индивидуальным величинам физиологической потребности организма в пище.
Определив массу и рост тела, и пользуясь таблицами 1 и 2, рассчитайте основной обмен как сумму чисел А и Б. По таблице 1 определите число А, исходя из данных вашего пола и массы вашего тела. По таблице 2 определите число Б по данным вашего роста, возраста и пола.
Таблица 2.
|
|
Число А при разной массе тела
Масса тела, Кг. | Мужской пол | Женский пол | Масса тела, Кг. | Мужской пол | Женский пол |
Таблица 3.
Число Б при разных величинах роста в зависимости от роста
Рост | Возраст, лет | |||||||||||
Мужчины | ||||||||||||
Женщины | ||||||||||||
б) Определение специфического динамического действия пищи (Эсддп) проводят по величине основного обмена. Оно составляет в среднем 10-15% основного обмена:
Эсддп= 0,1 * Эоо
в) Составить хронограмму дня, определить энергетическую потребность в пище.
Исходя из средних данных хронометража дня, рассчитайте энергетические траты (Эдеят) при различных видах деятельности, пользуясь таблицей №4 «Расход энергии при различных видах работы». Результат запишите в виде таблицы.
Таблица 4.
Расход энергии при различных видах работы (с учетом основного обмена)
Вид работы | Энерготраты, ккал/мин на 1 кг массы | Вид работы | Энерготраты, ккал/мин на 1 кг массы | |
Бег со скоростью | ||||
М/мин | 0,1780 | Работа в лаборатории | 0,0250 | |
М/час | 0,1357 | Езда на автомашине | ||
Ходьба (на учебу, на работу) | 0,0690 | Стоя в автобусе | 0,0267 | |
Вытирание пыли | 0,0411 | Активный отдых | 0,0573 | |
Гимнастика | 0,0845 | Лыжный спорт | 0,0546 | |
Одевание, раздевание | 0,0281 | Мытье посуды, пола | 0,0343 0,0548 | |
Сон | 0,0155 | Отдых стоя Сидя | 0,0264 0,0229 | |
Домашняя работа | 0,0530 | Плавание | 0,1190 | |
Езда на велосипеде на работу | 0,1142 | Работа переплетчика | 0,0405 | |
Прием пищи сидя | 0,0236 | Лекции | 0,0264 | |
Личная гигиена | 0,0329 | Печатание на машинке | 0,0333 | |
Произнесение речи, текстов | 0,0369 | Учебные занятия | 0,0360 | |
Подметание пола | 0,0402 | Работа по ремонту с/х машин | 0,0533 | |
Работа бетонщика | 0,0855 | Работа на счетной машине | 0,0247 | |
Работа хирурга (операция) | 0,0266 | Работа текстильщика | 0,0460 | |
Работа каменщика | 0,0952 | Работа химика аппаратчика | 0,0504 | |
Работа комбайнера | 0,0355 | Работа шахтера (добыча угля комбайном) | 0,0500 | |
2) Оценка суточного рациона питания студента
|
|
Оценка своего рациона питания начинается с заполнения карты-анкеты изучения фактического питания.