Большинство уважаемых психотерапевтов не пойдут на пово
ду у
клиента, желающего
«вылечиться» от гомосексуальности.
Вместо этого они попытаются помочь эффективно справиться
с социальной гомофобией и преодолеть чувство отвращения к
52
Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
самому себе. Основным препятствием для реализации подоб
ного — несколько идеалистического — подхода к психотерапии
представителей сексуальных меньшинств следует признать
религиозные программы консультирования, призванные «спа
сти падшие души». Многие из них связаны с «движением быв
ших геев». Группы «бывших геев» используют средства массо
вой информации и свои контакты с христианскими психиатра
ми и
психотерапевтами, стремясь вовлечь в свои ряды
морально неустойчивых лесбиянок, геев и бисексуалов для
того, чтобы «исцелить и вылечить» их от гомосексуальности.
На фактор моральной неустойчивости некоторых представите
лей сексуальных меньшинств обращают внимание Вейнберг и
Вильяме (Weinberg and Williams, 1974),
обнаружившие, что
многие верующие гомосексуалисты, склонные считать гомо
сексуальность злом, отличаются низкой самооценкой, чаще
страдают депрессией и очень болезненно воспринимают то, как
окружающие реагируют на них и их принадлежность к сексу
альным меньшинствам. В тринадцатой главе этот вопрос рас
сматривается более подробно.
Не существует сколько-нибудь убедительных научных до
казательств того, что религиозные программы могут «изле
чить» кого-то от гомосексуализма; в то же время можно приве
сти множество примеров того, что руководители этих программ
весьма непоследовательны в своих этических принципах, свя
занных с сексуальным поведением, а также причиняют обраща
ющимся к ним за помощью лицам серьезные психологические
травмы. Блэр (Blair, 1982) пишет об этом достаточно убеди
тельно; дополнительные факты на сей счет содержатся также в
работе Хальдемана (Haldeman, 1991). Наиболее значимо, одна
ко, то, что эти программы сами по себе являются грубым нару
шением принципов этики:
«Этика психологического консультирования предполагает, что спе
циалисты, оказывающие психотерапевтическую помощь, использу
ют такие методы, которые способствуют укреплению в клиенте че
ловеческого достоинства и являются эффективными в решении
ная же психотерапия не отвечает ни одному из этих требований.
Она поддерживает социальную стигматизацию лиц нетрадицион-
Глава 1.
Исторический обзор гомосексуальности
ной сексуальной ориентации, и кроме того, нет каких-либо убеди
тельных свидетельств того, что она способна ее изменять» (Halde-
manl991,p.l59).
Большинство христиан, однако, — как священнослужите
лей, так и простых верующих, как мужчин, так и женщин, го
мосексуалистов и гетеросексуалов — дистанцируется от анти
гомосексуальных настроений и тех «лечебных» программ, ко
торые с ними связаны.