Гей-психотерапии


p


В этой главе я попытаюсь представить модель психотерапевти

ческой работы с теми клиентами, которые признают себя лес

биянками, геями или бисексуалами. Эта модель связана с отка


зом от


патологизирующего взгляда на гомосексуальность и


дискриминации представителей сексуальных


меньшинств.


Целью написания этой главы было ознакомление психотера


певтов,


придерживающихся самых разных теоретических


взглядов, с определенным набором представлений и принци

пов, позволяющих проводить эффективную психотерапевти

ческую работу и строить положительные отношения с клиен

тами этой группы — такие же, как и со всеми остальными кли

ентами. Кроме того, в настоящей главе мне хотелось изложить

принципы, которые могли бы быть положены в основу обуче


ния тех психотерапевтов, чья


предшествующая профессио


нальная подготовка была ориентирована на сохранение суще

ствующих культурных стереотипов. Если учесть, насколько

глубоко гомофобия и гетеросексизм проникли в некоторые

психологические теории, а также в теорию и практику консуль

тирования и психотерапии (все это показано в различных гла

вах книги), важность разработки иной психотерапевтической

модели станет вполне очевидной.

Аффирмативная гей-психотерапия

Цель создания аффирмативной гей-психотерапии — преодоле

ние недостатков и гетеросексистской установки существую-


Глава 2. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии 61

щих психотерапевтических моделей. Как нами было показано,

использование этих моделей вело к нарушению этики работы с

представителями сексуальных меньшинств и причинению им

психологического и морального ущерба, а также к ограничению

прав лесбиянок, геев и гетеросексуалов в получении ими пси

хотерапевтического образования. Гетеросексизм связан с при

знанием того, что гетеросексуальность является более есте

ственной или здоровой формой сексуального поведения, чем

его иные формы. Этот вопрос детально рассматривается в по

священной гомофобии и гетеросексизму третьей главе. Я по

стараюсь показать, что для эффективной и гуманной психоте

рапевтической работы с представителями сексуальных мень

шинств вовсе недостаточно соблюдения основных условий

роджеровской модели психотерапии (Rogers, 1951), хорошего

понимания психической динамики и использования принци


пов


когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Модель аф


фирмативной гей-психотерапиИ, на развитие которой повлиял

целый ряд авторов, в основном американцев, является резуль

татом синтеза и переработки представлений основных психо

терапевтических школ, а потому она нуждается в специальном

названии.

Краджески (Krajeski, 1986, р. 16) указывает на сложности в

выборе такого названия, «которое подчеркивало бы основные

особенности данного вида психотерапии, признающего равен

ство гомосексуальности и гетеросексуальности в качестве есте

ственных или нормальных характеристик человеческого пове

дения». Наиболее часто этот вид психотерапии называется

«аффирмативная гей-психотерапия». Использующие ее специ

алисты признают сексуальную идентичность лесбиянок, геев и

бисексуалов как равную по своей ценности идентичности гете

росексуалов.

Мейлон (Maylon, 1982, р. 69) дает следующее определение

аффирмативной гей-психотерапии:

«Аффирмативная гей-психотерапия не является какой-то особой

психотерапевтической системой. В то же время она базируется на

комплексе психологических представлений, расходящихся с тра

диционным взглядом на гомосексуальное влечение и гомосексу

альную ориентацию как патологические явления. Аффирматив-



Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ная гей-психотерапия использует традиционные психотерапевти

ческие методы, однако делает это нетрадиционным образом. Этот

подход рассматривает гомофобию в качестве основного врага го

мосексуальности и ведущего фактора развития патологических

состояний среди гомосексуалистов».

Соглашаясь с тем, что аффирмативная гей-психотерапия не



является какой-то особой психотерапевтической системой, я

полагаю, что представления, характерные для некоторых веду


щих школ


консультирования и психотерапии, нуждаются в


то, что многие традиционные теории (к примеру, фрейдовская

теория психосексуального развития, эриксоновская концепция

с представлением о восьми основных этапах психического раз

вития человека) психического развития и практика консульти

рования пронизаны духом гетеросексизма. И американский

психоаналитик Ричард Изэй (Isay, 1989), и гуманистический

психотерапевт Дон Кларк (Clark, 1987) полагают, что психоте

рапевтическая нейтральность не только невозможна (ибо мы

все испытываем на себе влияние распространенных в обществе

негативных представлений о гомосексуальности), но и вредна.


Изэй полагает, что уважение к


клиентам-гомосексуалистам


является основополагающим принципом аффирмативной гей-

психотерапии, основанным на признании гомосексуальности в

качестве нормального и естественного варианта человеческой

сексуальности.

«Я бы хотел здесь подчеркнуть важность неосуждающего, терпи

мого отношения к клиенту со стороны психотерапевта, который -

должен быть вдумчивым, внимательным и заботливым» (Isay,

1989, р. 122).


Я предлагаю модель


аффирмативной


гей-психотерапии,


включающую в себя представления психодинамического и гу

манистического подхода. Методы и понятия, характерные для


существующих

включены в арсенал


психотерапевтических школ, могут быть

аффирмативной гей-психотерапии, а в


случае необходимости и дополнены рядом специфических по

нятий и теми представлениями, которые отличают современ

ное понимание человеческой сексуальности.


Глава 2. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии

Основно е условие — уважени е




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: