p
В этой главе я попытаюсь представить модель психотерапевти
ческой работы с теми клиентами, которые признают себя лес
биянками, геями или бисексуалами. Эта модель связана с отка
зом от
патологизирующего взгляда на гомосексуальность и
дискриминации представителей сексуальных
меньшинств.
Целью написания этой главы было ознакомление психотера
певтов,
придерживающихся самых разных теоретических
взглядов, с определенным набором представлений и принци
пов, позволяющих проводить эффективную психотерапевти
ческую работу и строить положительные отношения с клиен
тами этой группы — такие же, как и со всеми остальными кли
ентами. Кроме того, в настоящей главе мне хотелось изложить
принципы, которые могли бы быть положены в основу обуче
ния тех психотерапевтов, чья
предшествующая профессио
нальная подготовка была ориентирована на сохранение суще
ствующих культурных стереотипов. Если учесть, насколько
глубоко гомофобия и гетеросексизм проникли в некоторые
психологические теории, а также в теорию и практику консуль
тирования и психотерапии (все это показано в различных гла
вах книги), важность разработки иной психотерапевтической
модели станет вполне очевидной.
Аффирмативная гей-психотерапия
Цель создания аффирмативной гей-психотерапии — преодоле
ние недостатков и гетеросексистской установки существую-
Глава 2. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии 61
щих психотерапевтических моделей. Как нами было показано,
использование этих моделей вело к нарушению этики работы с
представителями сексуальных меньшинств и причинению им
психологического и морального ущерба, а также к ограничению
прав лесбиянок, геев и гетеросексуалов в получении ими пси
хотерапевтического образования. Гетеросексизм связан с при
знанием того, что гетеросексуальность является более есте
ственной или здоровой формой сексуального поведения, чем
его иные формы. Этот вопрос детально рассматривается в по
священной гомофобии и гетеросексизму третьей главе. Я по
стараюсь показать, что для эффективной и гуманной психоте
рапевтической работы с представителями сексуальных мень
шинств вовсе недостаточно соблюдения основных условий
роджеровской модели психотерапии (Rogers, 1951), хорошего
понимания психической динамики и использования принци
пов
когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Модель аф
фирмативной гей-психотерапиИ, на развитие которой повлиял
целый ряд авторов, в основном американцев, является резуль
татом синтеза и переработки представлений основных психо
терапевтических школ, а потому она нуждается в специальном
названии.
Краджески (Krajeski, 1986, р. 16) указывает на сложности в
выборе такого названия, «которое подчеркивало бы основные
особенности данного вида психотерапии, признающего равен
ство гомосексуальности и гетеросексуальности в качестве есте
ственных или нормальных характеристик человеческого пове
дения». Наиболее часто этот вид психотерапии называется
«аффирмативная гей-психотерапия». Использующие ее специ
алисты признают сексуальную идентичность лесбиянок, геев и
бисексуалов как равную по своей ценности идентичности гете
росексуалов.
Мейлон (Maylon, 1982, р. 69) дает следующее определение
аффирмативной гей-психотерапии:
«Аффирмативная гей-психотерапия не является какой-то особой
психотерапевтической системой. В то же время она базируется на
комплексе психологических представлений, расходящихся с тра
диционным взглядом на гомосексуальное влечение и гомосексу
альную ориентацию как патологические явления. Аффирматив-
Часть I. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ная гей-психотерапия использует традиционные психотерапевти
ческие методы, однако делает это нетрадиционным образом. Этот
подход рассматривает гомофобию в качестве основного врага го
мосексуальности и ведущего фактора развития патологических
состояний среди гомосексуалистов».
Соглашаясь с тем, что аффирмативная гей-психотерапия не
является какой-то особой психотерапевтической системой, я
полагаю, что представления, характерные для некоторых веду
щих школ
консультирования и психотерапии, нуждаются в
то, что многие традиционные теории (к примеру, фрейдовская
теория психосексуального развития, эриксоновская концепция
с представлением о восьми основных этапах психического раз
вития человека) психического развития и практика консульти
рования пронизаны духом гетеросексизма. И американский
психоаналитик Ричард Изэй (Isay, 1989), и гуманистический
психотерапевт Дон Кларк (Clark, 1987) полагают, что психоте
рапевтическая нейтральность не только невозможна (ибо мы
все испытываем на себе влияние распространенных в обществе
негативных представлений о гомосексуальности), но и вредна.
Изэй полагает, что уважение к
клиентам-гомосексуалистам
является основополагающим принципом аффирмативной гей-
психотерапии, основанным на признании гомосексуальности в
качестве нормального и естественного варианта человеческой
сексуальности.
«Я бы хотел здесь подчеркнуть важность неосуждающего, терпи
мого отношения к клиенту со стороны психотерапевта, который -
должен быть вдумчивым, внимательным и заботливым» (Isay,
1989, р. 122).
Я предлагаю модель
аффирмативной
гей-психотерапии,
включающую в себя представления психодинамического и гу
манистического подхода. Методы и понятия, характерные для
существующих
включены в арсенал
психотерапевтических школ, могут быть
аффирмативной гей-психотерапии, а в
случае необходимости и дополнены рядом специфических по
нятий и теми представлениями, которые отличают современ
ное понимание человеческой сексуальности.
Глава 2. Создание модели аффирмативной гей-психотерапии
Основно е условие — уважени е