Кгомосексуальности

В 1935 г. Фрейд в своем ответе на письмо одной американки,

обратившейся к нему с просьбой помочь в лечении сына-гомо

сексуалиста, написал следующее:

«Гомосексуальность, конечно же, не является большим "достиже

нием" человека; в то же время в ней нет ничего постыдного, грехов

Многие высокоуважаемые люди прошлого и современности явля

ются гомосексуалистами; среди них есть ряд выдающихся деяте

лей (Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и т. д.). Было бы

великой несправедливостью преследовать гомосексуалистов как

преступников» (Freud,1947, S. 786-787).

Это письмо демонстрирует весьма мудрую позицию осново

положника подхода, который иногда использовался явно не на

пользу клиентам, хотя при этом декларировалось оказание им

психотерапевтической помощи. Мы процитировали Фрейда,

чтобы привлечь внимание читателей к тому факту, что осново

положник психотерапии проявлял к гомосексуалистам сочув

ствие и симпатию. Фрейду, действительно, было что сказать о

гомосексуальности, и обзор его идей по поводу гомосексуаль

ности можно найти в работе Руза (Ruse, 1988). Фрейд, в част


ности, заявлял, что задачей


психотерапевтической работы с


гомосексуалистами должно быть восстановление их положи

тельной самооценки, и именно это является целью современ

ной аффирмативной гей-психотерапии.


54


Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


С тех пор как Фрейд написал свое письмо американке, на

кушетках психоаналитиков побывало множество клиентов с не

традиционной сексуальной ориентацией, и вплоть до 1992 года,

когда вышла Международная классификация болезней 10-го

пересмотра, Всемирная организация здравоохранения продол

жала считать гомосексуальность психическим расстройством.

МКБ-10 — классификация психических расстройств, которой

руководствуются британские психиатры и психологи. В Соеди

ненных Штатах аналогом МКБ-10 является Диагностическое

и статистическое руководство (DSM), принятое Американской

Психиатрической Ассоциацией (American Psychiatric Associa

tion, 1980). В 1973 г. гомосексуальность perse была исключена

Американской Психиатрической Ассоциацией из списка пси

хических расстройств, однако в 1980 г. она вновь появилась в

этом списке под названием «эго-дистонической гомосексуаль

ности». Это новое и вызывающее недоумение понятие было

изъято из списка психических расстройств при пересмотре

DSM-III в 1987 г. Вместо него появилось понятие «неуточнен-

ного расстройства», обозначающее «упорное и выраженное со

стояние дистресса, связанное с переживанием своей сексуаль

ной ориентации». Трудно представить себе, сколько людей, не

являющихся лесбиянками, геями или бисексуалами, могли бы

быть отнесены к этой категории.

Психоанализ трактует сексуальность весьма противоречи

вым образом, и это противоречие им до сих пор не разрешено.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) Фрейд

разделяет понятия сексуального поведения и пола, тем самым

открывая путь для совершенно нового и очень ценного подхо

да к обсуждению сексуальности. В то же время он сам был вы

нужден признать свою неспособность последовательно реали

зовать этот подход, а также избежать рассмотрения маскулин


ности и


фемининности в качестве биологических категорий


(Freud, 1913). Фрейд признал, что понятие Эдипова комплек

са — центрального в его концепции сексуальности — тесно свя

зано с тем, что Зинфельд (Sinfield, 1994) называет «кросс-сек

суальным» — устойчивым представлением о сексуальности,

связанным с ее разделением на противоположные тендерные

качества. Читатели, которых привлекает история развития пси-


Глава 1.


Исторический обзор гомосексуальности



хологической теории сексуальности, найдут много интересно

го материала в работах Викса (Weeks, 1985, parts II and III),

Доллимора (Dollimore, 1991, pp. 170-175, 205-212, 253-260),

а также Зинфельда (Sinfield, 1994, chapter 7).

Эти две тенденции в психотерапии — одна из которых до

пускает многообразие форм сексуального опыта и поведения,

а другая использует прежние классификации пола и сексуаль

ности — сохраняются вплоть до настоящего времени. «Консер

вативная» тенденция базируется на представлениях XIX века,

связанных с жестким разделением «болезни» и «здоровья»,

а также с еще более ранним псевдонаучным сексологическим

понятием «перверзий». В этой главе мы приводим некоторые

примеры того, как эти представления проявляются в современ

ных исследованиях гомосексуальности.

Гай Хокингем полагает, что психоанализ в настоящее вре

мя представляет собой «самую странную из когда-либо изоб

ретенных систем, способных внушать человеку чувство вины и

утверждать превосходство одной модели сексуального поведе


ния — а именно гетеросексуальной


матримониальной моде


ли — над другими» (Hocquenghem, 1978, р. 59,124). Сейчас сре

ди теоретиков и практиков психотерапии растет неудовлетво


ренность


викторианскими принципами гетеросексуального


доминирования, заложенными в основе психоанализа (см., на

пример, Masson, 1984; Kitzinger and Perkins, 1993). Существу

ют убедительные эмпирические подтверждения того, что гомо

сексуальность не является патологией и что лесбиянки и геи

настолько же психически здоровы, как и гетеросексуалы, о чем,

например, свидетельствуют исследования, проведенные Эве

линой Хукер. За последние 20 лет в этом направлении проведе

но много различных исследований, результаты которых приво

дятся в обзорах Гонсиорека (Gonsiorek, 1977), Харта и соавторов

(Hart et al., 1978) и Раиса (Reiss, 1980). Заинтересованным чи

тателям мы рекомендуем с ними познакомиться.

Американский психоаналитик Ричард Изэй (Isay, 1989) от

мечает, что антигомосексуальный подход глубоко укоренился

в американском психоанализе. Он полагает, что это произошло,

потому что в годы Второй мировой войны в армии целый ряд


56


Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


руководство при этом


опасалось, что


сексуальные


отношения


как между равными, так и различными по званию военнослу


жащими


приведут к


падению уровня дисциплины.


Подобные


опасения до сих пор


характерны для


американских и


британ


ских вооруженных сил! После войны эти


психоаналитики за


няли в армейской психиатрии весьма влиятельные позиции, воз

главляя отделения больниц, различные комитеты и так далее.

«После войны им удалось укрепить свои позиции и поднять ста

тус новой науки — психоанализа — путем установления более тес


ных связей между ним и


психиатрией, медициной и представле


ниями о болезни» (Isay, 1989, р. 6).

Кроме того, важно, что многие европейские психоаналити

ки, спасаясь от нацистских преследований, переехали в Соеди

ненные Штаты. Этим беженцам необходимо было чувствовать,


что их там


принимают,


ощущать


собственную


безопасность в


новой для них стране.


Многие из них,


считавшиеся в Европе


вольнодумцами и имевшие скандальную известность, в связи с

наступлением холодной войны и маккартизма стремились быс


трее ассимилироваться в новую


культуру и поэтому устанавли


вали более тесными контакты с американскими психоаналити


ками. Доминировавшая среди

психоанализа заставляла их


последних

придерживаться


медицинская модель

ортодоксальных


взглядов и социального


конформизма. Изэй (Isay, 1989, р. 6)


цитирует


Клеренса


Оберндорфа,


бывшего


президента Амери


канской Психоаналитической Ассоциации, заявившего, что:

«Психоанализ наконец стал вполне узаконенным и респектабель

ным направлением, возможно, даже ценой приобретения опреде


ленных


снобистских качеств, а потому столь


привлекательным


для все большего числа тех, для кого конформизм являлся гаран

том их безопасности».

В тот же период, как отмечает Изэй (Isay, 1989, р. 7),


«...когда из


правительства


изгонялись


гомосексуалисты, среди


психоаналитиков распространялась теория патологической адап

диционной сексуальной ориентацией из психоаналитических ин


ститутов стало


обычным делом».


Глава 1.


Исторический обзор гомосексуальности 57


Эти американские тенденции эхом отзывались в Европе.

Нацисты, например, проводили многочисленные эксперименты

на геях, содержавшихся в концентрационных лагерях. В рабо

те «Скрытый Холокост» (Grau, 1995) приводятся ужасающие

факты, касающиеся этих экспериментов. Они стали закономер

ным следствием столетней истории псевдонаучных исследова

ний, которые базировались на доминирующих в обществе ор

тодоксальных взглядах на сексуальность.

Другим — более радикальным направлением в психоанали

зе — можно считать то, которое было столь близким самому

Фрейду и которое «гордится своим правом ставить смелые во

просы, трезво анализировать различные системы представле

ний, удивляться новому, отказываясь от излишней цензуры, и

признавать ту систему взглядов, которая может являться соци

длинных открытий» (Orbach, 1995, р. 8). Это направление так

же продолжает существовать и в некоторых местах вполне

успешно.

Разделение человеческой сексуальности и пола (Freud, 1905)

создает базу для современного изучения сексуального и тендер

ного поведения, а также для создания аффирмативных моделей

психотерапевтической работы с представителями сексуальных

меньшинств. Одной из них является модель, описанная в дан

ной книге (см. третью главу). Изэй (Isay, 1989) берет на себя

смелость пересмотреть теорию Фрейда, в то время как Зинфелд

(Sinfield, 1994) убежден: для того чтобы преодолеть доминиру

ющие в психиатрии викторианские взгляды, необходима совер

шенно новая система представлений. Лесбиянки, геи и бисек

суалы при этом будут относиться с большой осторожностью к

любым психологических теориям, анализу, психиатрии, а так

же к любым исследованиям, касающимся сексуальности. До тех

пор пока в этих областях не произойдут глубокие изменения,

у них будет сохраняться сомнение в том, что с их интересами

считаются в должной степени.

Одной из областей, где изменения крайне необходимы,

можно считать систему подготовки психотерапевтов. Вплоть

До настоящего времени в таких странах, как США и Велико

британия, геи и лесбиянки обычно не допускаются к изучению


58


Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


психоанализа под тем предлогом, что якобы они отягощены

«неизлечимым и не подлежащим анализу неврозом». Эллис

(Ellis, 1994), изучая центры психоаналитической подготовки в

Великобритании, обнаружила, что, несмотря на явное нежела

ние признать свой отказ принимать на обучение лесбиянок и

геев, руководители учебных программ явно отягощены гетеро-

сексизмом и часто считают гомосексуальность патологией.

Кроме того, они склонны воспринимать лиц, открыто призна


ющих собственную гомосексуальную


принадлежность, как


«излишне политизированных», а потому «неподходящих» для


обучения психотерапии.


Интересующиеся читатели могут по


знакомиться с упомянутой нами работой, а также с работой

О'Коннора и Райэна (O'Connor and Ryan, 1993), в которой ана

лизируются основные психоаналитические теории и их отноше

рекомендации, касающиеся (пере)обучения психотерапевтов

самых различных направлений. Подобное (пере)обучение не

обходимо для того, чтобы клиентам с разной сексуальной ори

ентацией было гарантировано равное уважение.

Заключение

 Хотя некоторые люди относят себя к лесбиянкам, геям и

бисексуалам, другие, несмотря на опыт гомосексуальных

связей, себя к таковым не относят.

 Очень трудно проводить достаточно надежные исследова

ния распространенности гомосексуальности (как гомосек

суального поведения, так и идентичности), однако суще

ствующие на сегодняшний день данные позволяют считать,

что около 10 % населения имеют гомосексуальную ориента

цию; еще больше людей имеют некоторый опыт гомосексу

альных связей, хотя и относят себя к гетеросексуалам.



Гомосексуальность являлась предметом научных исследо

ваний уже более ста лет; несмотря на это, до сих пор не уда

лось получить каких-либо данных о том, почему одни люди

придерживаются гомосексуальной ориентации, а другие —

нет.


Глава 1.


Исторический обзор гомосексуальности



 Лица нетрадиционной сексуальной ориентации имеют при

мерно такой же уровень психического здоровья, что и гете-

росексуалы; нередко проводимое «лечение» этих лиц при

носит им лишь страдания.

 Психология и психоанализ часто способствуют сохранению

предрассудков и сексуальной дихотомии; кроме того, они

иногда выступают в качестве предпосылок жестокого, негу

манного обращения с представителями сексуальных мень

шинств.

 Люди с разной сексуальной ориентацией заслуживают рав

ного уважения и имеют одинаковую ценность.

 Существует насущная потребность в изменении системы

подготовки психотерапевтов для того, чтобы положить ко

нец гетеросексизму и дискриминации представителей сек

суальных меньшинств.

 При оказании услуг представителям сексуальных мень

шинств роль современных психотерапевтов заключается в

том, что Фрейд обозначил в своем письме в 1935 году, а

именно в том, чтобы помогать клиенту жить полноценной

жизнью, изучать и уважать его сексуальный опыт, а также

помогать клиенту его интегрировать. То, как именно мы

работаем, помогая геям, лесбиянкам и бисексуалам это сде

лать (используя аффирмативную гей-психотерапию), опи

сано в этой книге.



ДоминикДэйвис


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: