Воспитание и развитие способностей, наклонностей и призвания

Дать человеку счастье любимого труда - это значит помочь ему найти среди множества жизненных дорог ту, на которой ярче всего раскроются индивидуальные творческие силы и спо­собности его личности. Из стен школы не должны выходить неудачники - люди, не нашедшие своего призвания. Комму­низм означает, прежде всего, расцвет задатков, талантов, даро­ваний. И сущность коммунистического воспитания заключает­ся в том, чтобы найти, открыть в каждом человеке ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно встанет каждый ученик на свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит нравственная и интеллектуальная полнота его жизни.

Сфера раскрытия творческих сил личности многогранна. Одаренность, талантливость может раскрыться не только в том, что человек стал ученым, инженером, вообще работником интеллектуального труда. В обществе, в котором на первое место поставлен человек, любой труд может подняться до ступени творчества. Для каждого ребенка - мы утверждаем это со всей категоричностью, так как это одно из наших основных педа­гогических убеждений, - труд, в котором он проявляет себя подлинным творцом, поэтом, художником, гордым за себя и за результаты своей работы и коллектива, может стать духов­ным творчеством. Поэтому у нас нет ни одного ребенка, равнодушного к труду. Воспитать в каждом ребенке живой интерес к труду, раскрыть наклонность, призвание, утвердить личное увлечение делом - это и есть сущность индивидуальной воспи­тательной работы, в которой проявляется подлинное педагоги­ческое мастерство. Каждый ученик находит свое призвание, вступает на свою дорожку в жизни. Обывательское мнение, что человек и призвание существуют независимо одно от дру­гого, что жизненная судьба личности всецело зависит от уда­чи, в корне неверно: призвание формируется. И успех воспи­тания призвания в огромной мере зависит от того, насколько глубоко в духовную жизнь человека вошел труд, насколько тесно слились в ней труд и мысль.

Мы ставим целью добиться того, чтобы в нашей школе не было ни одного безликого, ничем не интересующегося ученика. Круглый отличник, которого ничто не волнует и не увлекает, который с одинаковым равнодушием учит математические фор­мулы и лирические стихи, сажает дерево и точит на станке,­ такой ученик вызывает у нас тревогу. То, что у него все идет как будто гладко, представляется нам своеобразной опас­ностью, и мы считаем необходимым, пробудить у этого благополучного ученика интерес, вызвать увлечение каким-нибудь делом, чтобы из стен школы он вышел полным любви к этому делу, гордым своим мастерством.

Первое, что бросается в глаза ребенку, поступившему в на­шу школу в 1 класс, - это интересные дела, которыми здесь за­няты все без исключения. У каждого ученика есть уголок для любимого труда, свое любимое дело, есть старший товарищ, труд которого служит для него образцом. Подавляющее боль­шинство учеников не только чему-то учится, чем-то овладевает, но и передает свои умения и навыки, свои знания товарищам. Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому. Он лишь тогда начинает ощущать свои творческие силы, способности, когда он вступает в нравственные отношения с другим, заботится об увеличении его духовного богатства. Так рождается призвание и так происходит самовоспитание. В процессе труда нравствен­ные отношения между личностями возникают с того момента, когда один человек начинает видеть в другом свои собственные, достоинства, когда другой человек становится для него как бы зеркалом. На этих нравственных отношениях в коллективе и строится самовоспитание призвания.

В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра. Такой искрой является вдохновение, увлечение мастерством старшего товарища или ровесника. Труд в коллективе - это не только воздействие человека на природу, на окружающий мир, но и взаимодействие сердец, чувств, мыслей, пережива­ний, интересов, увлечений.

Для пробуждения и развития наклонности к конструиро­ванию и монтированию у нас есть особые рабочие места (для младшего и среднего возраста) - здесь ученики собирают дей­ствующие модели из размонтированных узлов и деталей. Рабо­тающие решают задачи разных степеней трудности. Младшие ученики заняты, например, монтированием несложного подъ­емного крана, подростки монтируют сверлильный или токар­ный станок, а старшеклассники здесь же собирают демонстра­ционный токарный станок с программным управлением. И вот сюда приходит ученик, которого влечет к техническому твор­честву. Он· еще ничего не умеет делать. Ему поручают вначале несложную работу, потом более сложную. И он очень быстро овладевает сравнительно сложными для своего возраста зна­ниями и умениями. Образно говоря, порах в его душе встретил­ся с искрой - ребенок встретился с товарищами, одухотво­ренными трудом. И это одухотворение - самый сильный воспитатель индивидуальных наклонностей, способностей, при­звания. Инструменты, механизмы, наглядные пособия - все это остается мертвым, если нет атмосферы творческого вдох­новения труда, нет нравственных отношений.

Мы стремимся создать в каждом коллективе атмосферу вдохновенного творческого труда. Из каждого десятка мальчи­ков и девочек трое-четверо уже в 10-11-летнем возрасте умеют размонтировать и смонтировать небольшой двигатель внутрен­него сгорания, управлять им. Это будущие талантливые меха­низаторы. Из каждой сотни мальчиков и девочек семь-восемь в 10-11-летнем возрасте знают двигатель внутреннего сгора­ния несравненно лучше, чем десятиклассник, у которого тех­ника не затрагивает сокровенных уголков души и который «вы­думывает порох» в чем-то другом. Из этих юных самородков в будущем выйдут талантливые конструкторы, изобретатели, инженеры. В школе же мы добиваемся, чтобы эти самородки ­подростки, юноши и девушки были в кружках юных механи­заторов той искрой, от которой загораются сердца работающих рядом с ними товарищей и подруг. Без них была бы невозмож­на никакая кружковая работа, без них не было бы никакой самодеятельности. С этой искры, с этой влюбленности в труд, собственно, и начинаются нравственные отношения, рождаю­щиеся в коллективном труде. Одной из важнейших задач вос­питания мы считаем то, чтобы, образно говоря, ни в одном детском сердце порох не остался незажженным, чтобы все за­датки и способности полностью раскрылись, чтобы наиболее талантливые, одаренные ученики были воспитателями, - толь­ко при этом условии они воспитываются сами.

Чем тоньше труд, чем ярче в нем интеллектуальная основа, тем большую важность приобретает самовоспитание, передача своих духовных богатств товарищам по трудовому коллективу, содружество старших и младших. В каждом кружке юных элек­тротехников, юных радиотехников есть кто-нибудь один, двое, кто уже достиг в этом деле совершенства, мастерства, чей труд является образцом. Такие талантливые дети, подростки, юноши и девушки всегда есть в ученическом коллективе, если только в нем горит огонек творческого воодушевления трудом. Мно­голетний опыт убедил нас в том, что в каждом классе числен­ностью 30-35 человек всегда найдутся 5-6 учеников, для которых электротехника, радиотехника стали любимым тру­дом, увлечением. На сотню учеников всегда есть 10-12 таких, которые достигли значительных успехов в автоматике и радио­электронике. В этом наиболее тонком техническом творчестве особенно важно содружество старших и младших. Поэтому от­нюдь не случайно в кружке автоматики и радиоэлектроники у нас работают ученики и младшего, и старшего возраста.

Старшеклассники, достигшие значительных успехов и ма­стерства в радиотехнике и электронике, руководят кружками колхозной молодежи, собирающимися в домах колхозников. В этих кружках юноши и девушки монтируют радиоприемни­ки, изучают телевизор.

Большое внимание наш коллектив уделяет развитию у детей способностей к художественному творчеству, особенно в области прикладного искусства. В школе есть маленькая кера­мическая мастерская, где ученики изготовляют из глины посу­ду, фигурки зверей и людей. Для малышей здесь есть спе­циальный рабочий уголок, в котором они лепят то, что им взду­мается, а также делают куклы для школьного кукольного те­атра. В кружке художественного выжигания и выпиливания дети воплощают свою фантазию в рисунки и фигурки из фане­ры. В кружке живописи объединяются ученики от первого до выпускного класса, имеющие склонность к рисованию и живо­писи. Музыкальные способности учащихся развиваются в хо­ровых кружках, в детском оркестре народных инструментов, в кружке баянистов. Среди наших детей есть, несомненно, буду­щие артисты, музыканты, композиторы. Для этих отдельных учеников искусство, возможно, станет главным занятием, спе­циальностью. Но независимо от этого, независимо от будущей специальности наших воспитанников, мы считаем, что искус­ство должно быть постоянным источником духовного богатст­ва каждого.

В ученическом коллективе всегда есть дети, подростки, юноши и девушки, для которых любимым делом стал труд на земле, выращивание зерновых и технических культур, уход за животными. Эти ученики - первые помощники учителей био­логии. На учебно-опытном участке, в саду, в теплицах, в зеле­ной лаборатории, на колхозных фермах, в школьном учебно­-опытном крольчатнике - везде есть уголки любимого труда юных селекционеров, почвоведов, животноводов, охотников за растениями. И в каждом таком уголке не только интересный труд, не только открытие тайн и закономерностей природы, но и огонек увлеченности трудом, яркий талант, пробуждаю­щий пытливость, любознательность у тех, кто переступает по­рог школы.

Одаренные, способные дети, подростки, юноши и девушки становятся руководителями кружков. Отдельными кружками руководят у нас учителя. Но учитель становится руководите­лем лишь тогда, когда у него золотые руки. Чем ярче перед учениками раскрывается мастерство учителя, тем в большей мере он становится другом, товарищем детей, тем выше его педагогический авторитет.

Мы заботимся о том, чтобы уже в младшем возрасте талант­ливые и одаренные ученики передавали свое духовное богатст­во товарищам. Тот, кто в 10-11-летнем возрасте работает на маленьком токарном станке, монтирует действующую модель генератора или радиоприемника, прививает к одному дичку два-три сорта плодовых деревьев, становится в годы отрочест­ва и ранней Юности руководителем детских объединений, оча­гов воспитания способностей, наклонностей, призвания. Но руководство здесь особое - это, прежде всего живой пример мастерства, умение воодушевить трудом. Вокруг каждого та­лантливого, одаренного школьника группируются несколько влюбленных в то же дело малышей, мальчиков и девочек,­ нередко этих малышей просто интересует то, что делают стар­шие. Талантливый, одаренный ученик чаще всего и не думает быть руководителем, он углублен в свое дело, он вначале не за­мечает тех, кто работает рядом. Осознанное руководство появ­ляется позже. Первоначально дети, подростки, имеющие раз­ный уровень готовности к труду, умений и навыков, объединя­ются как бы стихийно: вместе с восьмиклассником трудится второклассник, пятиклассник учится у десятиклассника. Но в дальнейшем· эта кажущаяся стихийность как раз и становится настоящей самодеятельностью: детей объединяет увлеченность делом.

Вот, например, в одной из рабочих комнат в часы любимого труда собирается группа школьников - 11человек. Это юные слесари-конструкторы. Их увлечение - монтирование дейст­вующих моделей, приводимых в движение электричеством. Наиболее способный из них - девятиклассник Сергей В. Он и трое его друзей (семиклассник, восьмиклассник, ученица 10 класса) монтируют модель электрической железной дороги с автоматической сигнализацией, несколькими стрелками, тупи­ками, запасными путями. Рядом с ними работают двое семи­классников (мальчик и девочка), один восьмиклассник и один пятиклассник - они монтируют модель подъемного электро­крана, но время от времени переключаются на модель желез­ной дороги, а Сергей помогает им монтировать подъемный кран. Здесь в одном объединении как бы два маленьких кол­лектива: один занят сложной работой, другой - простой. Детям из второго коллектива хочется трудиться вместе с более опытными товарищами, а более опытным хочется быть все вре­мя впереди, они опасаются, что кое-кто из менее опытных мо­жет вскоре опередить их. Умения, мастерство здесь постоянно в развитии.

Есть в этом объединении еще трое учеников - двое второ­классников и один ученик IV класса (из двоих второклассни­ков - одна девочка). Им хочется что-нибудь делать, и старшие товарищи дали им работу: дети шлифуют металлические пла­стинки для вагончиков и стрелок, разбирают и чистят детали старого, заржавевшего электромоторчика. Малыши очень дово­льны. Постепенно они начинают выполнять и более сложную работу. Олег Р., ученик 4 класса, через месяц уже помогает Сергею сверлить отверстия в металлических пластинках. Стар­шие видят, что Олегу скоро можно будет доверить и токарный станок - у него твердая рука, развит глазомер, есть чувство инструмента (мальчик полтора года выпиливал электролобзи­ком, вытачивал деревянные и пластмассовые детали).

Проходит три месяца, модели железной дороги и подъем­ного крана готовы. Сергей приносит в рабочую комнату черте­жи новой модели - блюминга; в ней уже есть элементы авто­матики и электроники (программное управление, контроль за качеством обрабатываемых деталей). Два коллектива, выпол­нявших работу разной сложности, сливаются в один. Но вскоре оказывается, что для некоторых из тех, кто делал модель подъемного крана, далеко не все в изготовлении блюминга по­сильно. Им не хочется выполнять второстепенные поручения, они тоже стремятся показать в чем-нибудь свое мастерство. И вот они начинают делать модель электромотора. К ним присоеди­няются и второклассники, а Олег участвует и в изготовлении модели блюминга, и в то же время он самый активный участ­ник работы над электромотором. В объединение тем временем включаются еще двое учеников - одна девочка из 3 класса и мальчик четвероклассник.

Так трудятся все дети. Труд, основанный на единстве ин­тересов, увлечений, способствует тому, что каждый стремится выполнить работу как можно лучше. Благодаря тому что почти каждый передает свой опыт товарищу, все стремятся достиг­нуть совершенства - в этом стремлении и заключается то на­пряжение духовных сил, которое развивает наклонность и приз­вание. Мы внимательно следим за тем, чтобы ребенок как можно раньше начал, образно говоря, излучать те лучи вдох­новения, благодаря которым труд становится путеводным огоньком для кого-то другого.

Чем глубже переживает ребенок то, что он учит других, тем больше ему хочется учиться самому. Есть ученики 5 и 6 клас­сов, которые руководят маленькими коллективами - кружка­ми юных селекционеров. Сестры Валя и Люда П. в годы обуче­ния в 5-6 классах с увлечением работали с малышами из 2-4 классов. Они выращивали высокие урожаи овощей и картофеля: с одного квадратного метра земли они собирали больше 10 килограммов картофеля. Вдохновение и знания для такого труда и для руководства малышами девочкам давало то, что рядом с ними работал научно-агротехнический кружок, в работе которого они тоже участвовали. Девочкам хотелось понять сущность явлений, происходящих в почве, а такое же­лание как раз и есть стимул, побуждающий достигнуть новой ступени интеллектуального развития и мастерства. Этот слож­ный духовный процесс, в котором переплетаются эмоциональ­ные, интеллектуальные, нравственные и волевые усилия, как раз и есть процесс раскрытия задатков, становления способ­ностей, призвания.

Разнообразные виды труда, окружающие ребенка с первых дней его прихода в нашу школу, - это, образно говоря, магни­ты различной силы, которые притягивают чуткую стрелку ком­паса, указывающую ребенку его путь. Чем сильнее магнит, чем интереснее труд, в который вовлекается ребенок, тем ярче раз­виваются его способности, наклонность и призвание именно к этому труду.

Наживотноводческой ферме колхоза учительница химии Е. Е. Коломийченко создала лабораторию, в которой ученики исследуют роль антибиотиков в развитии организма животных. Если бы не пример учительницы, не ее увлеченность трудом, у подростков, ставших животноводами, труд на ферме не вызы­вал бы никакого интереса. Педагогическое руководство трудо­вой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувст­вует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком. Опыт убеждает, что нет в мире такого равнодушия, такого без­различия к делу, которое могло бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд. Если мы видим, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, мы начинаем раздумывать, с кем иа учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. С этого начинается индивидуальный подход к ребен­ку. У каждого учителя, у директора, у завуча есть свои питом­цы - двое-трое трудных детей, которым приходится жить в неблагоприятной семейной обстановке, которые не знают люб­ви и ласки родителей. Мы находим дорожку к сердцам этих детей, прежде всего потому, что мы их друзья в труде, нас и их волнуют одни и те же замыслы, цели, планы.

Мы добиваемся, чтобы каждый ученик достиг в своем лю­бимом деле значительных успехов. Путь к успеху идет обычно через продолжительные поиски, ученик пробует свои силы в различных делах, овладевает многими умениями, но если его успехи в чем-нибудь одном не вышли далеко за пределы того, что в его возрасте является обычным, часто встречающимся, это значит, что он до сих пор еще не нашел своей дорожки. Значительный успех - это не просто удовлетворительное, хо­рошее или отличное выполнение того, что доступно каждому. Каждый может отлично сделать линейку или смонтировать модель генератора - одному надо для этого больше упражне­ний, другому - меньше. Но для того чтобы труд стал люби­мым делом, увлечением, необходим успех, превышающий са­мые высокие требования, посильные для всех учеников данно­го возраста. Вот такой успех мы и называем значительным. Все ученики 6-7 классов у нас умеют хорошо прививать почку культурного сорта плодового дерева к дичку, и отличное выполнение этой работы у нас отнюдь не считается значитель­ным успехом. Но если в этом деле достиг мастерства ученик 3-4, а тем более 2 класса, это уже значительный успех. В годы обучения в 6-7 классах этот ученик будет ставить в кружке опыты по селекции и гибридизации, доступные в качестве обычного задания лишь наиболее подготовленным вы­пускникам; в год окончания школы он будет ставить опыты по микробиологии, изучать жизнь почвы, влияние химических ве­ществ на развитие различных органов растения, а все это вы­ходит за пределы программы. Значительный успех связан с тем, что ученик обгоняет своих ровесников. Разумеется, это не значит, что один или двое членов коллектива идут впереди, а все остальные плетутся позади. У каждого из них тоже есть свой любимый труд, в котором он достиг если не значительных, то, во всяком случае, серьезных успехов.

Многие ученики достигают значительного успеха в труде уже в начальных классах. Первоклассник выпиливает лобзи­ком лучше, чем ученик 4 класса; второклассник сделал де­ревянный домик, такой красивый, что им любуется вся школа; у ученика 4 класса привитые к дичку почки культурных сор­тов плодового дерева дают настолько сильные, мощные ветви, что и преподаватель ботаники задумывается: как он этого добился? Второклассник, помогая юным мотористам вытирать, протирать, промывать детали, научился собирать и разбирать маленький двигатель. Однако эти успехи не означают, что рас­крылись все задатки ребенка, определились окончательно его способности, и он уже может, чуть ли не планировать свое буду­щее. Через некоторое время в другом деле ребенок может до­стигнуть более существенного успеха. Развитие способностей ­это живой, подвижный процесс. Человек в подавляющем боль­шинстве случаев становится не тем, кем он мечтал стать в от­рочестве. И, тем не менее именно достижение значительного успеха является той маленькой вершиной, подняться на кото­рую ребенок может только приложив особые усилия, а подняв­шись - чувствует, как много и в то же время как мало он сде­лал, - ведь с маленькой вершины еще лучше видны более вы­сокие, пока недоступные вершины.

Я знал больше двадцати подростков и нескольких учеников старшего возраста, которые в течение длительного времени не могли достигнуть успеха ни в одном деле. Среди них были яв­ные лодыри. Но как бы далек ни был человек от желания тру­диться, мы всегда начинали с достижения успеха - вначале маленького, потом значительного. Лодыря, бездельника, у ко­торого душа ни к чему не лежит, на первых порах мы просто заставляем трудиться там, где, по нашему убеждению, у него может что-нибудь получиться.

Лучший способ заставить трудиться - совместный труд учителя и ученика. Несколько лет мы воспитывали ленивого, равнодушного ко всему Игоря Д. Вначале он не хотел даже на­учиться управлять мотоциклом, - а ведь редко кто из учени­ков остается равнодушным к этому делу. Приходилось бук­вально брать мальчика за руку, заставлять его делать то, что делал, скажем, я, - прививать яблоню к дичку, пересаживать деревца. И это приходилось повторять десятки раз. Но труд сам по себе имеет чудодейственную силу: стоит человеку выполнить определенный объем работы, увидеть ее результаты, и работа увлекает его. Игоря увлекло садоводство.

Как только ученик достиг значительного успеха, мы на­правляем его силы на более сложную, трудную работу. Это очень важно для раскрытия задатков и развития способностей: без преодоления трудностей дарование заглохнет; талант, ма­стерство, совершенство - это, прежде всего упорный труд, пре­одоление трудностей.

Несколько лет назад в одном из кружков юных животново­дов вместе со старшими учениками трудился Витя К., ученик 4класса. Он любил ухаживать за маленькими телятами. Мальчик видел, как старшие заботятся о сохранении в сене пи­тательных веществ. Ему поручили приготовить несколько де­сятков килограммов витаминного сена для телят. Мальчик су­мел так высушить сено, что оно оказалось ценным лекарствен­ным кормом. Для 12-летнего мальчика это был значительный успех. Витя увлекся приготовление м кормов для молодняка, потом - выращиванием кормов, в 7классе он научился обо­гащать белками грубые корма, и у коровы, за которой он уха­живал, повысился надой молока. Казалось, что из подростка выйдет хороший животновод. Но мальчик просто увлекался де­лом, он не мог еще мечтать о будущем. В старших классах Виктор увлекся антибиотиками. Вместе с учителем он искал новые методы создания среды для жизнедеятельности антибиотиков, ставил опыты. Окончив школу, Виктор поступил в уни­верситет, окончил его, стал научным работником.

Особое внимание мы уделяем воспитанию способностей, наклонностей, призвания у тех учеников, у которых нет ярко выраженных задатков, не заметно искры творческого вдохно­вения трудом. Такие незаметные, безликие ученики есть не только среди посредственно успевающих, но и среди отлични­ков. Глубоко веря в то, что каждый человек может стать поэ­том, художником в каком-нибудь деле, мы стремимся к тому, чтобы эти ученики; образно говоря, сосредоточили все свои си­лы в одной точке, - углубились в детали, тонкости какого-­нибудь одного дела. Один раз не удалось достигнуть успеха, ­мы помогаем начать дело заново; второй раз неудача - по­могаем подойти к делу с другой стороны.

Подросток заинтересовался выращиванием саженцев вино­града в теплице. Труд этот требует большого мастерства: надо умело подобрать почвенную смесь, правильно расположить в ней черенок, выбрать хорошо освещенное место, обеспечить соответствующую влажность воздуха, позаботиться о развитии в почве полезных микроорганизмов. С первого раза у подрост­ка обычно ничего не получается, он уже готов бросить это дело, начать что-нибудь новое. Но мы, зная, что выращивание винограда - это как раз и есть точка, в которую ему надо бить, показываем ему, как лучше подготовить почву, удобрения для подкормки. Подросток начинает работу заново, видит в ней что-то новое, и это поддерживает его старательность. Но результат опять плохой: почки раскрываются почему-то мед­ленно, ростки получаются хилыми. Мы снова ищем в трудовом процессе что-то такое, на что подросток и в первый и во второй раз не обратил внимания. Снова повторяется та же работа, но уже в силу того, что отдельные умения доведены до совершен­ства, результат получается несколько лучше. Теперь уже сам этот факт становится стимулом, побуждающим к новому по­вторению работы: раз дело сделано лучше, чем прежде, значит, его можно сделать еще лучше. Подросток снова и снова повторяет работу, все больше умений и навыков доводится до степе­ни совершенства, умственные силы освобождаются для более глубокого проникновения в сущность явлений. Он начинает вдумываться в то, что делает, в зависимость результатов тру­да от усилий, поисков. И вот приходит время, когда растения развиваются значительно лучше, чем у других. Это уже успех. Теперь подростку хочется еще и еще заниматься делом, кото­рое становится любимым как раз потому, что оно принесло успех. Успех в данном случае на 99 процентов зависит от тру­да. Благодаря трудовой настойчивости незаметные, безликие ученики переживают увлечение, способности их развиваются.

В развитии способностей мы придаем очень большое значе­ние сочетанию физического и умственного труда. Способным, талантливым токарем, механизатором, растениеводом, живот­новодом человек может стать лишь тогда, когда все, что он де­лает, он предварительно продумывает. Мы добиваемся, чтобы в годы детства, отрочества, ранней юности у тех, кто проявляет интерес R природе, R земле, к животным, самые простые, иног­да неприятные трудовые процессы были проникнуты исследо­вательской, опытнической мыслью. На школьной фабрике удобрений приходится много работать лопатой, вилами, но этот труд - начало интересного исследования. Приготовляются удобрения с микроэлементами, имеющие заданные свойства: например, одни удобрения ускоряют созревание пшеницы на 5-7 дней, другие - на 10-12.

Кто хоть раз прошел весь цикл этого труда - от приготов­ления удобрения до уборки урожая, созревшего на неделю или на две раньше, чем на основных массивах, того уже трудно оторвать от земли, от удобрений, растений. У нас есть подрост­ки, юноши и девушки, имеющие по четыре-пять лет стажа творческого труда на фабрике удобрений. Благодаря тому, что простой физический труд является в то же время трудом мыс­лителя, у детей постепенно раскрывается талант земледельца высокой культуры. Они «чувствуют» жизнь почвы, они влюб­лены в растения. Физический труд у них сочетается с исследованием в лаборатории, например, когда испытывается влияние химических веществ на интенсивность обмена веществ в организме. От лопаты и вил - к микроскопу, от химических реактивов - к траншее с перегноем - таков путь воспи­тания земледельца-исследователя, мыслителя, умеющего рабо­тать и головой и руками. В настоящее время мы создаем станцию юных исследователей почвы. Это будет еще один уго­лок любимого труда, - ученики будут изучать здесь почвы района, области.

Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физическо­го и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, кото­рых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учени­ков мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительно­му - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт.

Воспитывая индивидуальные наклонности, способности, призвание, мы тем самым создаем разделение общественного труда. К. Маркс писал, что «необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях никоим об­разом не может быть уничтожена определенной формой обще­ственного производства - измениться может лишь форма ее проявления». Разделение труда, построенное на высокой науч­но-технической базе производства, будет способствовать тому, что каждый человек свободно выберет себе труд, в котором во всей полноте раскроются его способности. Будут садоводы и строители, металлурги и геологи, селекционеры и почвоведы; во многих специальностях соединятся творец материальных благ и мыслитель, создающий духовные ценности, проявляю­щий в труде свой интеллект. Самое простое дело станет тогда, по словам Маркса, «дьявольски серьезным делом».

Задача воспитателя - увидеть в коллективе и будущего та­лантливого механизма тора, и селекционера, и конструктора, и математика-теоретика, и исследователя земных недр, и строи­теля, и металлурга, пробудить задатки, зажечь в каждом че­ловеке искру творчества. Наш план на ближайшее время таков.

Более глубокое вовлечение школьника в любимое дело не только в сфере практической деятельности, но и в овладении теоретическими знаниями. Например, ученики, проявляющие наклонность к труду в растениеводстве, будут изучать более углубленный курс ботаники, для них уже сейчас подбирается литература в школьной библиотеке. На уроках перед ними будут ставиться более серьезные задачи, и к ним будут предъ­являться более высокие требования. Для тех, у кого ярко выра­жена способность к труду в области механизации, электротех­ники, конструирования и моделирования, школьный курс фи­зики мы уже дополнили рядом разделов, которые не входят в программу, а разделы обычной программы будем углублять изучением дополнительного материала. Выход за рамки прог­раммы будет осуществляться и на уроке (где это возможно без ущерба для знаний других учеников) и особенно в процессе самостоятельной внеклассной работы. Уже сейчас мы доби­ваемся, чтобы дополнительный теоретический материал изу­чался в тесном сочетании с любимым трудом.

Начала алгебры наиболее одаренным математикам будем преподавать не в 6,а в 3 и в 4классах (с ними будут зани­маться старшие школьники-математики в часы, специально отведенные для этой цели в расписании). В 9-10 классах эти ученики будут овладевать дифференциальным и интегральным исчислением. Это так же достижимо, как и то, что отдельные дети в 9-10-летнем возрасте монтируют радиоприемники. Уже сейчас мы создаем оборудование и наглядные пособия для ка­бинета юного математика. А программа для одаренных мате­матиков, включающая элементы высшей математики, уже сей­час проверяется практически: отдельные ученики 9-10 клас­сов успешно овладевают анализом бесконечно малых, диффе­ренциальным и интегральным исчислением.

Во всех классах начиная, по-видимому, с 3в расписание будет введен час любимого предмета (может быть, мы назовем его часом творчества). В этот час (один в неделю, а дальше, по-­видимому, за счет совершенствования учебного процесса ста­нет возможным выделить два часа в средних и три часа в старших классах) каждый ученик будет изучать, исследовать интересующие его вопросы. В час любимого предмета будут сливаться воедино усилия мысли и физический труд. Место за­нятий каждого ученика будет определяться характером его увлечений, содержанием любимого труда: одни будут сидеть над книгой, другие - смотреть в окуляр микроскопа, третьи ­работать лопатой на участке, четвертые станут за токарный станок или сядут за монтажный стол в кабинете электротех­ники или в рабочей комнате. Десятиклассник будет работать вместе с пятиклассником, организаторы трудовых коллективов, о которых мы говорили выше, пойдут к своим младшим това­рищам.

Еще богаче, разнообразнее станут часы любимого труда во вторую половину дня. Уже сейчас создаются новые уголки любимого труда; интересной обещает быть комната самых трудных дел, где в виде творческих задач наглядно представ­лены сравнительно сложные (для детей) конструкторские и монтажные замыслы, над осуществлением которых надо осно­вательно подумать. Труд здесь будет связан с напряжением воли, с неудачами и разочарованиями, но это и необходимо: именно таким образом выковываются настоящие мыслители, исследователи. Уже создан кабинет малой механизации, в ко­тором старшеклассники размышляют над созданием новых механизмов и агрегатов, облегчающих труд человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: