Основные подходы к групповому взаимодействию

Тренеры личным поведением демонстрируют демократичный стиль общения и демократичный способ решения проблем, которые могут возникать в группе: работа в группе, обсуждение и оценка высказанных идей, организационные вопросы и т. п.

Толерантность — важный принцип демократичного взаимодействия. Каждая точка зрения имеет право на существование. Любое мнение заслуживает внимания и уважения. Важно и необходимо проговаривать этот принцип в группе и следить за его соблюдением.

Безусловное положительное отношение — данный подход определяет восприятие другого человека, признание его ценностей без дополнительной мотивации. Иногда не осуждать других нам помогает умение принимать себя такими, какие мы есть. Безусловное положительное отношение — это качество, благодаря которому ярче вырисовываются система ценностей и личные качества человека. В сочетании с открытостью, искренностью, эмпатией оно составляет необходимое условие эффективной работы в группе.

Важно создать в группе доброжелательную, неформальную атмосферу, которая будет способствовать взаимодействию и свободному общению участвующих. Тренеры принимают участие в разминке и знакомстве, демонстрируя при этом открытость и заинтересованность.

Накапливая тренерский опыт, тренеры приобретают умения:

§ развивать мысли группы, сообщая информацию «кстати» и «по поводу»,

§ использовать все происходящее в группе для иллюстрации, разъяснения и подтверждения понятий или идей;

§ делать логические переходы и устанавливать связи между упражнениями.

Для этого следует быть наблюдательными и запоминать то, к чему можно будет возвратиться при рассмотрении дальнейших тем. Возможно также повторение пройденного применительно к тому, что происходит в группе в данный момент. Если это уместно, можно возвратиться к тому, что было высказано в виде ожиданий в начале тренинга.

Предметом постоянного внимания тренеров должна быть динамика эмоционального состояния группы. В идеальном случае эмоциональное «подключение» участвующих в течение двух–трех дней должно нарастать. Следует тщательно продумывать и организовывать начало нового дня после удачного завершения предыдущего, прошедшего на эмоциональном подъеме. Ожидания участников при этом весьма высоки и есть риск не оправдать их на следующий день, даже если он окажется таким же насыщенным. Каждый последующий день должен нести что-то новое: наполнение, формы работы, аспекты, новые грани пройденного материала.

Тренерам важно обладать чувством движения, это значит — избегать монотонности в работе, разнообразить процесс обучения различными техниками, вводить новые приемы, модифицировать уже знакомые формы работы, обязательно связывать в единое целое весь материал, излагавшийся в течение этих двух-трех дней.

Активность тренеров должна уступить место активности группы. Нужно создавать условия для инициативы участников тренинга.

Активность участников можно разделить на физическую, социальную и познавательную.

Физическая активность Перемещаться в аудитории, пересаживаться, говорить, Выполнять письменные задания, слушать, рисовать, участвовать в разминке и т.п.
Социальная активность Задавать вопросы, отвечать на вопросы, обмениваться мнениями и др.
Познавательная активность Выступать источником профессионального опыта, вносить дополнения, находить неординарные варианты решения проблемы и т. п.

Для интерактивного обучения важны все три вида активности группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: