Психотерапия вильгельма Райха (1897-1957)

Вильгельм Райх справедливо считается родоначальником теле­сной психотерапии, если не говорить о хатха-йоге и других вос­точных методах. Свою работу он начинал как психоаналитик «треть­ей» волны.

Основные идеи

Райх постулировал существование так называемой оргонной энергии, свободно циркулирующей по телу, что является основой функционирования здорового организма и психики. Оргонная энергия пронизывает весь космос и накапливается в живых орга­низмах прежде всего посредством вдыхания воздуха. Дыхание (как писал его ученик А.Лоуэн [1]) имеет непосредственную связь с состоянием возбуждения тела. Когда мы расслаблены и спокой­ны, наше дыхание свободное и спокойное. В состоянии сильного эмоционального возбуждения дыхание становится быстрым и интенсивным. В состоянии страха мы дышим резко и задерживаем дыхание. В состоянии напряжения наше дыхание становится по­верхностным. Справедливо также и обратное утверждение: глубо­кое дыхание успокаивает тело. Глубоко дышать — означает глубо­ко чувствовать.

Райхом были созданы так называемые оргонные аккумуляторы для накопления этой энергии и последующего оздоровления лю­дей. Оргонные аккумуляторы представляют собой ящики, сделан-


ные из нескольких слоев дерева и металла и специальных полых трубок, они изготовляются и в настоящее время в США и Гер­мании.

По Райху, оргонная энергия естественно течет вверх и вниз вдоль позвоночника и от центра тела к периферии и обратно. Хроничес­кое мышечное напряжение, служащее защитой от неприятных переживаний, блокирует свободное протекание оргонной энер­гии по телу (кольца мышечной брони формируются перпендику­лярно потокам энергии в теле), что соответствует тем или иным невротическим изменениям личности. Эти хронические мышеч­ные блокировки в своей совокупности составляют «мышечную броню» или «броню характера». Характер человека соответствует тем мышечным напряжениям, которые существуют в его теле и определяют характерные, т.е. стереотипные реакции на внешний мир.

Когда человек скован защитным мышечным панцирем, он те­ряет спонтанность и естественность, его реакции на окружающую действительность становятся шаблонны и механистичны, он те­ряет способность глубоко и искренне чувствовать, открыто выра­жать свои чувства, испытывать подлинное чувство близости к кому-либо, получать удовольствие от жизни и сексуального общения. Он сам становится узником своего мышечного панциря, и его жизнь наполнена разнообразными страхами.

Райхделит мышечную броню на семь сегментов, которыераспо-ложены соответственно в области глаз,рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Каждый сегмент может сдерживать или подавлять определенные чувства или действия. Например, в области глаз сдерживаются страх, гнев, слезы и т.д., при очень сильных на­пряжениях в этой области лоб выглядит неподвижным, как у мра­морной статуи, глаза, лишенные выражения, глядят как бы из-за неподвижной маски.

Расслабление мышечной брони возвращает человека к его пер­вичной природе, когда он испытывает состояние искреннего удо­вольствия, наполненности жизненной силой, становится более свободным и открытым, способным к более полному сексуально­му удовлетворению. Можно сказать, что человек, лишенный мы­шечного панциря, не имеет характера, он реагирует на ситуации спонтанно и творчески, а не стереотипно. Это не означает, что он становится бесхарактерным, а скорее внехарактерным, посколь­ку характер представляет прежде всего наши недостатки и огра­ничения на адекватное самочувствие и поведение.

С точки зрения Райха, панцирь характера служит основой оди­ночества, беспомощности, поиска авторитета, страха ответствен­ности, мистических стремлений, сексуальных страданий, импо­тентного бунтовщичества, равно как и покорности неестествен­ных, патологических типов. Его ученик А. Лоуэн дал описание пяти типов характера с этой точки зрения:


Шизоидный тип характера имеют индивиды, чьи мысли неяс­но связаны с чувствами, стремящиеся уйти в себя и теряющие контакт с реальностью. По существу, их энергия находится в цен­тре тела и не поступает на периферию, ее свободное течение в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хро­ническим мышечным напряжением. «Шизоидные» индивиды ис­пытывают явные трудности в спонтанных действиях, их движе­ния негибки и отрывисты. Они не чувствуют связи со своим те­лом, их самооценка занижена. Тело шизоидов часто узкое, сжатое. Может сложиться представление, что верхняя и нижняя полови­ны тела или его правая и левая стороны действуют как бы по отдельности. Отсутствие мимики делает лицо человека похожим на маску, руки могут вяло висеть по бокам.

Оральным характером обладают индивиды, нуждающиеся в значительной поддержке других и склонные к зависимости и при­вязанности в межличностных отношениях. Их энергия не заморо­жена в центре организма, однако она слабо течет к периферии тела. Тело и конечности обычно удлиненные, мускулатура недо­развита, налицо признаки физической незрелости. «Оральным» людям психологически сложно стоять на собственных ногах и бук­вально, и фигурально. Имея низкий уровень энергии, они посто­янно нуждаются в поддержке и ждут помощи от других. Когда основные потребности не удовлетворяются, у них может возни­кать склонность к депрессии.

Психопатический тип характера отличает индивидов с ярко выраженной потребностью властвовать и управлять, озабоченных своим социальным имиджем. Потребность доминировать над ок­ружающими может проявляться в чрезмерном развитии верхней половины тела при соответствующем недоразвитии нижней части. Энергия обычно перемещается к голове, а на уровне талии ее течение вниз блокируется мышечным напряжением. Взгляд может казаться пристальным и подозрительным вследствие постоянного стремления контролировать все, что происходит вокруг.

^мазохистскому типу характера принадлежат индивиды, пр о -являющие беспомощность при активном решении проблем. «Мазохистский» тип характера полностью заряжен энергией, но старается сдерживать чувства. Такой человек контролирует мышеч­ное напряжение как будто для того, чтобы избежать взрыва. Тело обычно короткое, плотное, мускулистое. Самоутверждение очень ограниченно.

Пример.

Одна из моих клиенток явно относилась к этому типу. Однажды она при­зналась, что начиная с 10 лет постоянно подавляла свои чувства, посколь­ку боялась, что они могут ее подвести. Я предложил ей сказать о том, как в настоящее время выглядят ее чувства.


Она ответила: «Это кучка маленьких зеленых человечков, которых же­лезный ошейникдержит за горло, такчтоони и пикнуть не могут. Этотошей-никжелезной цепью прикован к моему солнечному сплетению».

— Может быть, позволим им что-то сказать, ослабим ошейник?

— Нет, ни за что!

— А что может случиться?

— Не знаю, что точно, но какая-то катастрофа, что-то рухнет...

В данном сеансе она так и не пошла на эксперимент. В дальнейшем мы решили эту проблему, но на это ушло много времени...

Ригидный (негибкий) тип характера имеют честолюбивые, ориентированные на реальность индивиды, хорошо функцио­нирующие, но осуществляющие высокого уровня контроль над своим поведением. Они держатся чопорно, сохраняют дистан­цию в отношениях с другими, боятся полностью отдаться удо­вольствиям. Биоэнергетически их тело заряжено как на перифе­рии — для контакта с окружающей средой, так и в центре. Чув­ства текут свободно, но их выражение ограниченно. Обычно люди такого типа подвижны, отличаются пропорциональным тело­сложением.

Следующие три типа представлены по А.Адлеру [4].

Истерический тип. Средняя часть лица — нос и скулы будто омертвелые. Кожа, довольно туго натянутая и сухая, выглядит неживой. Рот узкий, губы выпячены. Плечи высоко подняты, пря­мые и одеревенелые. Тонкие руки придают плечам «костлявый» вид. Верхняя часть тела (выше таза) узкая и сильно зажатая. Грудь — мягкая. Спина — очень ригидная. Нижняя часть (ниже таза) — мягкая и полная. Цвет кожи верхней части — белый, нижней — со смуглым оттенком. Ноги — сильно волосатые. Хотя диафрагма от­носительно свободна, ригидность всей структуры ограничивает вдох и выдох. Таз более или менее мягкий и сексуально активный. Шея зажата, голова зафиксирована в вертикальном положении. Прямая осанка требует в развитии панциря для защиты. Гордость проявляется в ригидной шее. Решительность выражена в застыв­шей челюсти.

Это личность, склонная сексуализировать все несексуальные отношения, ей свойственны суггестивность, иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное, драматизированное и теат-рализированное поведение и даже обман, вплоть до экстремаль­ной формы — истерических фантазий.

Внезапно возникающий избыток энергии может захлестнуть его Я в истерической вспышке, или же эта энергия может пере­течь в ту или иную часть тела и изолироваться, продуцируя исте­рическую телесную симптоматику (паралич, непроизвольные дви­жения — клонусы, тики и т.д.). Агрессия становится антагонис­тичной нежности, чувствительности и духовной стороне лич­ности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: