Концепция абрахама Маслоу (1908-1970)

А. Маслоу — один из основателей гуманистической психоло­гии — всю свою работу связывал с проблемами личностного рос­та и развития. Он внес значительный теоретический вклад в со­здание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие цен­ности человечества.

Основные идеи

Маслоу считал, что психоанализ Фрейда представляет нам боль­ную часть человеческой психологии, которую необходимо допол­нить ее здоровой частью. Центральным понятием для описания здоровой части психологии является самоактуализация, которую можно определить, с одной стороны, как искреннюю и удовлетво-ряющуюиндивидареализациюсвоеготворческогопотенциалавжизни, с другой стороны, как процесс становления личности, развития ее потенциалъныхвозможностей.

Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые каза­лись ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот спи­сок попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйн­штейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие. Изучив


психологические черты этих личностей, Маслоу называет следу­ющие характеристики самоактуализирующихся людей:

более эффективное восприятие реальности и более комфорт­ное отношение к ней;

принятие себя, других, природы;

спонтанность, простота, естественность;

центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

некоторая удаленность от других и потребность в уединении;

автономия, независимость от культуры и среды;

постоянная свежесть оценки;

мистичность и опыт высших состояний;

чувство сопричастности, единения с другими;

более глубокие межличностные отношения;

демократическая структура характера;

различение средств и целей, добра и зла;

философское невраждебное чувство юмора;

самоактуализирующееся творчество;

сопротивление аккультурации: трансцендирование любой част­ной культуры, признание безусловной ценности любой культу­ры, отказ от усреднения культур.

Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности от­нюдь не совершенны, они могут испытывать досаду, раздраже­ние, быть порой вздорными, эгоцентричными, злыми или пе­реживать депрессию, но их уровень реализации в жизни и пси­хического здоровья выше, чем у обычных людей. Самоактуализа­ция — это не идеальное состояние, это не отсутствие проблем, наоборот, это движение к проблемам, проблемам реальным и слож­ным, но отказ от проблем мелких и иллюзорных. С другой стороны, именно отказ личности от самоактуализации в силу тех или иных причин приводит индивида к невротическим расстройствам. Быть здоровымзначит самоактуализироваться.

Маслоу описывает восемь принципов, которые характеризуют процесс самоактуализации:

1. Самоактуализация — это полное, живое и беззаветное пере­живание с повышенным сознанием и интересом. Самоактуализи­рующийся человек увлечен и искренен, он отдается своему делу, а не только рационально рассчитывает.

2. Самоактуализация предполагает в каждом жизненном выбо­ре решать в пользу личностного роста, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном. Самоак­туализирующийся человек предпочитает те сферы деятельности, где он мог бы воплотить свои мечты, он готов идти в неизведан­ные области и рисковать. Так, Ван Гог предпочитал быть бедным художником, а не преуспевающим купцом, как его родствен­ники.


3. Актуализироваться — значит становиться реальным, суще­ствовать фактически, а не только в потенциальности. Самоактуа­лизирующийся человек не говорит: «Я гениален, но пусть об этом никто не узнает...» Он предпочитает воплотить свои таланты в реальных делах.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия — существенные моменты самоактуализации. Ответы надо искать внутри себя. Самоактуализирующийся человек сам принимает ре­шения, не опираясь на авторитеты, формирует собственное мне­ние и не избегает ответственности за это.

5. Самоактуализация — это развитие способности «лучшего жиз­ненного выбора». Мы научаемся верить своим суждениям, интуи­ции и действовать в соответствии с ними. Самоактуализирующий­ся человек выбирает свой жизненный путь, доверяя себе, порой вопреки сложившемуся мнению.

6. Самоактуализация — процесс развития своих потенциальных возможностей. Самоактуализирующийся человек развивает свои таланты.

7. Для самоактуализации характерен «пик переживания», ког­да, например, от моих действий зависят судьба, исход важнейше­го дела. Тогда мы наиболее интегрированны, больше сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Самоактуализирующийся человек способен к вдохновению, мис­тическим переживаниям в критической ситуации. Порой он при­нимает решения мгновенно и при этом безошибочно.

8. Самоактуализация — это обнаружение своих защит и работа по отказу от них. Самоактуализирующийся человек работает над собой, признается себе в своих недостатках и невольных уловках, позволяющих избежать столкновения с трудностями [8].

Однако далеко не все люди испытывают потребность в само-актуализации. Самоактуализация — это высшая потребность, и до нее надо дорасти. Маслоу выдвигает концепцию иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низ­ших к высшим {пирамида потребностей Маслоу). На низшей ступени находятся физиологические потребности (пища, вода, сон и т.д.), далее потребность в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности (к группе), потом потребность в уваже­нии (или социальном престиже), потребность в знаниях, эстети­ческие потребности и, наконец, потребность в само актуализации. Здесь мы привели семиступенчатую модель, более известна пя­тиступенчатая — без потребностей в знаниях и эстетических по­требностей, введенных Маслоу позднее. Более того, в поздних работах Маслоу указывал на так называемые трансценденталь­ные потребности (потребности в познании высшего смысла бы­тия, Бога и т.д.), которые находятся выше, чем потребность в самоактуализации.


Потребности, лежащие ниже уровня самоактуализации, А. Мас-лоу называл дефицитарными, т. е. основанными на ощущении не­хватки чего-либо и стремлении получить это из окружающей сре­ды. Эти потребности недостаточны для объяснения человеческой жизни и психологии, хотя традиционная точка зрения рассмат­ривает именно их как основной двигатель человеческого поведе­ния. В отличие от них самоактуализация является творческой по­требностью (я бы сказал, созвездием творческих потребностей. — Н.Л.), человек стремится что-то созидать, как-то воплотить себя в мире и усовершенствовать себя самого.

Гуманистический смысл этой концепции состоит в том, что удовлетворение низших потребностей обусловливает переход к высшим потребностям, и наоборот, неудовлетворение (фрустра­ция) низших потребностей приводит к застреванию на той или иной ступени развития. Грубо говоря: нельзя требовать от голод­ного самоактуализации. Человек, уже «добравшийся» в своем раз­витии до высших потребностей, обычно от них не отказывается, даже способен пожертвовать низшими потребностями ради само­актуализации (как Джордано Бруно или Ван Гог), но может про­изойти и откат, если низшие потребности фрустрируются, а са­моактуализация не приводит к успеху и не находит поддержки в обществе или у близких.

Гуманистический смысл концепции Маслоу также и в том, чтолюди, живущие науровневысшихпотребностей, более счастливы, более эффективны в работе, обладают более высоким здоровьем и долголетием. Однако высшие потребности воспринимаются людь­ми как менее насущные и безотлагательные по сравнению с низ­шими, развиваются позднее.

Пример.

Лев Толстой ответил как-то на вопрос молодого писателя о том, как сти­мулировать свое творчество: «Писать надо тогда, когда не можешь (выде­лено мной. —Н.Л.) не писать». Это высказывание характерно для самоак­туализирующейся личности.

В своих воспоминаниях Симонов пишет о том, как Сталин удивлялся, что советские писатели, получив премию, строили себе дачи и больше не писали. На самом деле это понятно —их цель была не в том, чтобы писать, а в том, чтобы построить дачу. Лев Толстой имел «дачу» гораздо больше них, но не только не мог не писать, но хотел отдать свое поместье крестья­нам.

Терапия

Хотя Маслоу не был психотерапевтом-практиком и не создал своих специфических методов психотерапии, он оказал на психо­терапию огромное влияние благодаря своим теоретическим пост­роениям.


По Маслоу, психотерапия эффективна прежде всего потому, что она предполагает интимные и доверительные отношения между людьми. В этом смысле он рассматривал психотерапию как способ удовлетворения фундаментальных потребностей в любви и уваже­нии, которые фрустрированы практически у всех, кто обращает­ся за психологической помощью. Удовлетворение этих потребнос­тей раскрывает перед человеком возможность перехода к потреб­ности в самоактуализации. Пробуждение сил самоактуализации у человека ведет к его выздоровлению, снятию неврозов. Наоборот, лишенная возможности самоактуализироваться личность всегда невротична.

Акцентируя момент человеческих отношений в терапии, Мас­лоу тем не менее предлагает модель «помощи даоса», т.е. помощи без прямого вмешательства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие идеи лежат в основе гуманистической психологии?

2. Какова роль процесса принятия себя в терапии К. Роджерса?

3. Что такое Я-концепция?

4. Опишите работу в группах встреч.

5. Что такое самоактуализация?

6. Перечислите фундаментальные потребности по Маслоу.

7. Каковы основные задачи психотерапии по Маслоу?

Литература

1. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.

2. Мей Р. Любовь и воля. - М, 1997.

3. ПекМ. С. Нехоженые тропы. — М., 1996.

4. Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. — М., 1994.

6. Роджерс К. Р. Клиенто-центрическая терапия. — М., 1997.

7. РоджерсК. Р. Консультирование и психотерапия. — М., 1999.

8. ФейдименД., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-
ванной психологии. — М., 1996.


Глава 9. ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ

Психическая и телесная природа человека едины, и все, что происходит в психическом мире, отражается в состояниях тела человека. Работая с телом человека, точнее, с накопившимися в нем психическими напряжениями, можно привести его к рас­слаблению, освобождению связанной энергии и тем самым ре­шить психологические проблемы индивида, не занимаясь глубин­ным анализом. Даже простое расширение сферы осознания своего тела и ощущений, связанных с телом, может привести к снятию весьма серьезных психологических проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: