Основные идеи. Главная задача дианетики, как она определяется Роном Хаб-бардом, — достижение человеком состояния «клир»

Главная задача дианетики, как она определяется Роном Хаб-бардом, — достижение человеком состояния «клир», т.е. состоя­ния чистоты, которое дает человеку здоровье, счастье и исклю­чительные способности. У такого человека отсутствуют аберрации, т.е. отклонения от рационального мышления и поведения, и по­этому он приходит к наилучшим возможным решениям.

В жизни обычного человека аберрации, т.е. нарушения рацио­нального и эффективного функционирования, происходят часто, они проявляются как в иррациональном поведении, так и в раз­нообразных психических и психосоматических заболеваниях, так или иначе препятствуя выживанию человека. Причина аберраций коренится в содержащихся в психике индивида инграммах, т.е. скрытых записях, которые не влияют на его деятельность до тех пор, пока какая-то ключевая ассоциация не вызовет ту или иную инграмму к жизни. Инграммы содержатся в так называемом реак­тивном уме (Фрейд бы сказал — в бессознательном), который действует, не рассуждая, в ответ на ключевой сигнал, и инграмма срабатывает как команда, требующая безусловного исполнения, при этом разумное поведение разрушается самым неожиданным


образом, а источник этих нарушений не доступен воздействию разума.

Инграммы попадают в реактивный ум в состояниях бессозна­тельности, например в гипнотическом сне, при потере сознания из-за травмы или шока, при отравлении наркотиками или при общем наркозе при операции, в пренатальном состоянии (в утро­бе матери) и во время родов.

Все, что говорится вокруг человека, находящегося в состоя­нии бессознательности, дословно записывается в его реактивный ум, а в дальнейшем, при столкновении с подходящим ассоциа­тивным сигналом, может быть воспроизведено как команда, про­исхождение которой самому индивиду неизвестно и сопротивле­ние которой весьма затруднено. Например, во время родов мать может в отчаянии повторять: «Я не могу, не могу. Нет, это невоз­можно. Это никогда не кончится». Эти слова, сопровождаемые соответствующей негативной эмоцией, могут без всякой крити­ки записаться в реактивный ум ребенка, в дальнейшей жизни этого человека подобная инграмма может воспроизводиться под воздействием ключевого раздражителя (в НЛП это называется «якорем»), который ассоциирован с этой инграммой. Воспроиз­ведение такой инграммы приводит человека в состояние отчая­ния и депрессии, он чувствует, что не в состоянии с чем-то справиться.

Особое значение в этом смысле имеет внутриутробный период развития, причем Р.Хаббард считает, что инграммы могут запи­сываться в психику ребенка с первых же дней после зачатия (это уже смыкается с восточными концепциями, знатоком которых был Р.Хаббард). Самыеранние инграммы имеют самое большое зна­чение, и их вычищение также наиболее важно, они называются бэйсик-бэйсик (т.е. основные базовые).

Практически все, что происходит с ребенком в утробе матери, без критики записывается в его реактивный ум: это могут быть попытка матери сделать аборт, семейные скандалы, половой акт во время беременности, болезненное состояние матери и т.д. Так же в момент родов реактивный ум ребенка записывает огромное количество инграмм, загруженных отрицательными эмоциями, поэтому Р. Хаббард считает, что в родовых отделениях должна сто­ять полная тишина, чтобы снизить уровень аберраций у будущих поколений.

С помощью специальных методик можно вычищать отрицатель­ные инграммы из реактивного ума и при достижении состояния «клир» человек уже практически не имеет аберраций и способен к оптимальному выживанию. Выживание есть единственная подлин­ная цель жизни (с точки зрения Хаббарда), и чем выше степень выживания, тем больше непосредственное ощущение счастья. Но выживание, по Хаббарду, включает в себя не только максималь-


ное выживание человека ради него самого (это только первая ди­намика), но и выживание посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей (вторая динамика), а также выжи­вание группы, к которой принадлежит человек, и ее культуры (третья динамика) и, наконец, выживание всего человечества, его культуры и всей природы (четвертая динамика). Чем дальше каждая из динамик от нулевого уровня выживания, тем выше эффективность и счастье человека.

Терапия

Терапия в дианетике осуществляется как взаимодействие пре-клира, т. е. еще не очищенного от инграмм индивида, и одитора — или человека, обученного терапии дианетики. Одитировать (англ.) означает «слушать и рассчитывать».

Процесс терапии состоит в ведении пре-клира по траку времени, т. е. по линии времени назад в прошлое, даже в пренаталъное состо­яние и вплоть до зачатия, и слушании того, что он воспроизводит, наталкиваясь на те или иные инграммы в своем прошлом. Р. Хаббард настаивает, что это не просто воспоминание, но реальное возвра­щение именно в тот момент, когда была записана та или иная инграмма (напоминает механизм регрессии в психоанализе и пу­тешествие по линии времени в НЛП). Натолкнувшись при путе­шествии по траку времени на ту или иную инграмму, пре-клир воспроизводит ее вслух и в дальнейшем циклически повторяет, что приводит к разрядке эмоционально-энергетической составля­ющей инграммы и тем самым к ее ослаблению и даже полному стиранию (метод репитера, кстати, взятый на вооружение и Ф. Перлзом, см. гл. «Гештальттерапия»).

Процесс дианетической терапии нельзя назвать гипнозом (хотя клиент, конечно, находится в трансовом состоянии), потому что в гипнозе в основном записываются те или иные команды в реак­тивный ум клиента, а дианетика ставит своей целью вычищение подобных команд. Используются специальные приемы, чтобы из­бежать возможных случайных внушений со стороны одитора.

Основная модель терапии может быть представлена следующим образом. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на кушетке в тихой комнате, где его ничего не отвлекает, одитор предлагает ему смотреть в потолок.

Одитор монотонно считает вслух от одного до семи снова и снова, пока глаза пациента не закроются сами собой (по сути это наведение транса). Это не сон, пациент полностью осознает все, что с ним происходит, и подрагивание его ресниц является для одитора показателем оптимального состояния для возвраще­ния по траку времени. Одитор договаривается с пре-клиром, что когда он в конце сессии произнесет слово «отменяю», автомати-


чески сотрутся все случайные внушения, сделанные им во время сессии.

Далее пре-клир начинает свое продвижение в прошлое, пока не натыкается на тот или иной инцидент, породивший инграмму. Одитор работает с пре-клиром над получением всей необходимой информации об инциденте. Затем с помощью репитера или дру­гих приемов сокращаются все инграммы, с которыми пре-клир вступил в контакт, чтобы больше у них не оставалось эмоцио­нально-энергетического заряда.

После этого пациент возвращается в настоящее время, одитор убеждается, что он действительно в настоящем времени, произ­носит слово «отменяю» и восстанавливает полное осознание ок­ружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: