Право аутичных лиц на доступное и надлежащее образование

Хотя трудности, с которыми сталкиваются люди с аутизмом, отчасти сходны с теми, которые свойственны другим нарушениям развития, существуют особенности, присущие именно аутизму, в связи с чем таким людям требуются особые образовательные технологии, не всегда принятые в обычной образовательной среде. Каждый отдельный человек с аутизмом должен быть обследован опытными педагогами, с тем, чтобы определить именно его нужды. Чтобы исключить конфликт интересов, лица, проводящие обследование, не должны быть прямо заинтересованы в его результатах.

Соответственно нуждам каждого должны быть приняты решения, которые могут включать интеграцию в нормальную школьную систему (возможно, со специальными программами). В любом случае учителя должны сознавать особенности ученика и его семьи. Иногда может потребоваться обучение в специальном классе или школе для детей с аутизмом и даже помещение ребенка в интернат. Чтобы в большей степени соответствовать особенностям учащегося, программа должна быть вариативной. Создавая учебный план, нужно по возможности стремиться к минимуму ограничений для ребенка.

Особое внимание должно быть уделено детям дошкольного возраста, поскольку воспитание и обучение именно этот период наиболее эффективно.

Родители и другие члены семьи должны постоянно следить за успешностью обучения: если программа дает положительные результаты, то занятия нужно продолжать, если же продвижения нет, то лучше подумать о другой программе. Не следует ограничивать возможности догматическими принципами.

К.Р. Нужно учесть и то, что при аутизме быстрых успехов не бывает (как говорит Эрик Шоплер, “коррекция аутизма – это марафон, а не спринтерский бег”), и не впадать в другую крайность: в поисках чуда начать метаться от одного учреждения к другому. Выбор учреждения (особенно в России) – очень сложный вопрос, поскольку лицензию на коррекционное обучение детей с аутизмом в настоящее время дать никто не может, так как аутизм как особый вид отклонения в развитии официально не квалифицирован. Точно так же педагог или психолог может иметь сертификат в лучшем случае о повышении квалификации, а чаще о том, что прослушал лекции (семинар) в объеме стольких-то часов.

Создание адекватных условий для обучения и развития ребенка не должно ложиться на его семью тяжелым финансовым бременем. Ситуация не одинакова в разных странах, но там, где обучение бесплатное, семьи детей с аутизмом должны пользоваться теми же правами. В тех странах, где обучение платное, условия для детей с аутизмом и другими отклонениями в развитии не должны быть менее благоприятными, чем для других детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: