Законодательство Украины об охране труда
Законодательство Украины об охране труда определяет статья 3 Закона Украины «Об охране труда» [2]:
Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона, Кодекса Законов о труде Украины, Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» и принятых в соответствии с ними нормативно – правовых актов.
Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора.
Закон Украины “Об охране труда” является одним из наиболее важных актов законодательства об охране труда.
Другие нормативные акты должны отвечать не только Конституции и другим законам Украины, но, прежде всего, этому Закону.
Кодекс законов о труде (КЗоТ) Украины утвержден Законом Украинской ССР от 10 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 июня 1972 г. В него неоднократно вносились изменения и дополнения. Правовое регулирование охраны труда не ограничивается главой XI “Охрана труда”. Нормы относительно охраны труда содержатся во многих статьях других глав КЗоТ Украины: “Трудовой договор”, “Рабочее время”, “Время отдыха”, “Труд женщин”, “Труд молодежи”, “Профессиональные союзы”, “Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде”.
Отдельно вопросы правового регулирования в области охраны труда содержатся и в других законодательных актах Украины.
Ст. 7 Закона Украины “О коллективных договорах и соглашениях” предусмотрено, что в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно охраны труда, а ст. 8 определяет, что в соглашениях на государственном, отраслевом и региональном уровнях регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики, в частности по охране труда.
5. Кроме законодательных актов Украины, правовые отношения в сфере охраны труда регулируются подзаконными нормативными актами: Указами и распоряжениями Президента Украины, решениями Правительства Украины, нормативными актами министерств и других, центральных органов государственной исполнительной власти.
Первая редакция Закона Украины «Об охране труда» принята Верховным советом Украины 14 октября 1992 г. Введен в действие 24 октября 1992 г. Состоял из 49 статей, объединенных в 8 разделов (см. ВВРУ, 1992 г., №49, ст. 668).
За прошедшее с тех пор время введено в действие большое количество новых законов и нормативных актов, что приводило к необходимости внесения изменений в рассматриваемый Закон (см. ВВРУ, 1996 г., №31, ст. 145; ВВРУ, 1999 г., №34, ст. 274).
21 ноября 2002 г. Верховная Рада Украины постановила внести изменения в Закон Украины «Об охране труда», изложив его в новой редакции (г. Киев, 21 ноября 2002 г. №229-IV).
Рассматриваемый Закон содержит 44 статьи.
Закон Украины «Об охране труда» определяет основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.
Действие Закона распространяется на всех юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемные труд и на всех работающих.
В статье 1 Закона Украины «Об охране труда» о пределены следующие понятия и термины:
Охрана труда – это система правовых, социально – экономических, организационно – технических, санитарно – гигиенических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Работодатель – владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд.
Работник – лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняющее обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту).
Основные принципы государственной политики Украины в области охраны труда.
Статья 4 [2]. Государственная политика в области охраны труда определяется в соответствии с Конституцией Украины Верховной Радой Украины и направлена на создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний ().
Государственная политика в области охраны труда базируется на принципах:
1 - приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;
То есть Закон обязывает работодателя при организации производственной деятельности в первую очередь обеспечить соответствие всех работ на предприятии требованиям нормативных актов по охране труда,..чтобы работник во время выполнения операций производственного цикла не получал травм, у него не произошло ухудшение состояния здоровья, не возникли профессиональные заболевания или снижение трудоспособности и только после этого работодатель вправе требовать выполнения производственных заданий.
2 - повышения уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за состоянием производств, технологий и продукции, а также содействия предприятиям в создании безопасных и безвредных условий труда;
Этот принцип введен в новой редакции Закона. Действительно очень важен технический контроль над состоянием производств, технологий и продукции и исключение человеческого фактора. Этот контроль при полной автоматизации производства может стать автоматическим. При этом будет полностью исключен субъективный фактор и обеспечена непрерывность контроля.
3 - комплексного решения задач охраны труда на основе общегосударственной, отраслевых, региональных программ по этому вопросу и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;
Общегосударственная (ранее национальная) программа улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров Украины на пятилетие и на текущий год.
4 - социальной защиты работников, полного возмещения ущерба лицам, потерпевшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Этот принцип раскрывает раздел 2 настоящего Закона и Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности».
5 - установления единых требований по охране труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности;
Например, нормативы комплектования средствами индивидуальной защиты, допустимые температурные режимы, предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, нормируемые площади, объемы производственных помещений одинаковы для всех предприятий.
6 - адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;
Этот принцип введен в новой редакции Закона.
7 - использования экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда, привлечения добровольных взносов и других поступлений на эти цели, получение которых не противоречит законодательству;
Экономические методы управления охраной труда предусматривают увеличение затрат работодателя при нарушении требований охраны труда в результате:
Сохранения среднего заработка за работником за период простоя из-за отказа от работы, выполнение которой не соответствует требованиям нормативных актов по охране труда;
Выплата выходного пособия при увольнении работника по собственному желанию из-за невыполнения работодателем требований охраны труда;
Увеличения затрат работодателя на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности;
Выплаты штрафов за несчастные случаи и нарушения требований нормативных актов по охране труда;
Льготного налогообложения средств, направляемых на охрану труда;
Обеспечения работников за счет работодателя лечебно-профилактическим питанием, спецодеждой и спецобувью.
Государство финансирует:
Важные научные разработки по охране труда;
Национальный научно – исследовательский институт охраны труда и специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда
Обучение работников по вопросам охраны труда.
8 - информирования населения, проведения обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
Основы охраны труда изучают студенты всех высших учебных заведений. На предприятиях при приеме на работу и периодически проводятся инструктажи по охране труда. Работники определенных категорий перед началом работы проходят обучение и периодически повышение квалификации.
9 - обеспечения координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, которые решают проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций между работодателями и работниками (их представителями), между всеми социальными группами во время принятия решений по охране труда на местном и государственном уровнях;
Комплексное управление охраной труда осуществляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда.
Вопросы охраны труда отражаются в коллективных договорах.






