Понятие культуры. Культура как реализация творческих сил человека (гуманизма). Культура и цивилизация. Массовая культура

Понятия История(И), Культура(К), Цивилизация(Ц) являются одними из характеристик Социального Бытия(СБ). СБ (или общество, или каким-либо образом организованная группа людей)—обособившаяся от природы часть бытия, представляющая собой исторически развивающуюся жизнедеятельность людей.

Общество (О)—некая объективная история, реализуемая через деятельность людей. Развитие общества связано с развитием К. К— объективное, развивающееся средство самореализации человека и человечества, либо —специфический способ организации и развития человеч. жизнедеятельности (жд). И— процесс жд, развития общества во времени. Изучением СБ занимается Фил. Истории (ФИ). Современное понятие Ц примерно таково—социально-культурное формообразование, локализованное в социальном окружении и времени. То есть, как бы определённый этап развития О в связи с его предисторией, пространственной локализацией и социальным окружением, доминир.целями общества и в определённое время. Данилевский (Д) рассматривает временное движение человеч. общества как ряд автономных, последовательных и сосуществующих социальных организмов—культурно-исторических типов, которые на этапе зрелости становятся Ц. На определённом И этапе определённый тип становится господствующим. Каждый тип исторически самопроявляется в 4-х разрядах: религиозном, культурном, политическом и социально-эконом. Тип имеет такие этапы становления: этнографическое состояние->государственное состояние->Ц. Ц—пик самопроявления типа. Д выделял такие типы, в соответствии хронологией: 1)египетский, 2)китайский, 3)асиро-вавилоно-финикийский(древнесемитичный), 4)индийский, 5)иранский, 6)европейский, 7)греческий, 8)римский, 9)новосиметический(аравийский), 10)германо-романский(европейский). Эти типы вступили в эпоху цивилизации. На подходе к Ц находится славянский тип (как обладающий в полной мере 4-мя разрядами).

О. Шпенглер (1880—1936) (Ш) главный труд “Закат Европы”.

По Ш Ц не пик, а омертвение определённой исторической К. К, по Ш, это организм, который обладает жёстким сквозным единством, и однозначно идентифицируем, обособлен от всех других К. Единой, общечеловеч. К нет и быть не может. Ш насчитывает 8 К:1)египетская, 2)индийская, 3)вавилонская, 4) китайская, 5)“аполлоновская” (греко-римская), 6)“магическая”(византийско-арабская), 7) “фауставская”(западноевропейская), 8)К майа. В стадии становления находится русско-сибирская К.

К, подобно живому организму, ограничена временем жизни и обладает этапами развития. Срок развития, жизни К около 1000 лет. В конце жизни, умирая К перерождается в Ц, что есть закат этой К. Переход К к Ц—это переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических деяний к механической работе. При переходе от К к Ц исчерпывается источник творчества, исскуство превращается в спорт, философия и этика концентрируется на скептицизме и нигилизме. Для греко-римской К этот переход произошёл в эпоху эллинизма, для западного мира в XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: