Задание 2. Изучив формулировки проблем для ряда педагогических исследований, закончите предложение

I. Обоснование актуальности исследования.

Задание 1.Проанализируйте обоснование актуальности исследований (по вариантам авторефератов диссертационных исследований) и внесите результаты в следующую таблицу.

Параметр Сущность параметра Аргументы автора исследования и их убедительность
Социальная аргументация педагогической проблемы Какие новые социальные условия, предпосылки обуславливают актуальность изучаемого педагогического явления сейчас.  
Освещение данной проблемы в официальных документах.  
Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы.  
Научная аргументация проблемы Освещение вопроса в современной теории, степень научной разработки проблемы.  
С решением каких научных проблем связана проблема исследования.  
Какие потребности науки могут быть удовлетворены решением данной проблемы.  
Обоснование проблемы с позиций развития (достижений) других наук.  
Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиций развития педагогической мысли Когда и как данная проблема трактовалась раньше  
Почему в настоящее время проблема вновь актуальна  
В чём новизна проблемы сегодня  
Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности Почему данная проблема привлекает внимание практических работников  
Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы  
Какие имеются практические достижения, которые необходимо обобщить и проанализировать  

Ü´ Сделайте вывод относительно убедительности аргументации актуальности темы исследования.

!……………………………………………………………………………………………………………………………………….

II. Проблема и цель исследования.

& Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Задание 2. Изучив формулировки проблем для ряда педагогических исследований, закончите предложение.

¤ Проблема в педагогических исследованиях, как правило, формулируется в виде!…………………. предложения.

Каковы педагогические условия формирования прагматико-ориентированного отношения у старшеклассников к выбору профессии в образовательном процессе?

Какова технология, обеспечивающая эффективность формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников?

Каковы особенности процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе?

Какой должна быть система оценивания профессиональных достижений студента педвуза с учётом основных требований к учителю?

4 Проблема в науке, как правило, вытекает из противоречивых ситуаций, выступающих в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующих адекватной теории для их разрешения.

Задание 3. Изучите педагогическиеситуации и укажите с помощью различного подчеркивания ключевых слов возможные формулировки противоречий, требующие разрешения в научных педагогических проектах.

1. В современной системе образова­ния, в педагогической науке и в деятельности учителей наметились противоречия между:

Ø достаточной теоретической разработанностью особенностей личностно-ориентированного образования и недостаточным опытом исследования личностных функций как одного из базовых понятий данной парадигмы;

Ø целесообразностью системы дидактических условий, которые направлены на становление коллизийной личностной функции младших школьников в образовательном процессе, и недостаточной разработкой этого вопроса;

Ø развивающим потенциалом заданий на обнаружение противоречий и его невостребованностью в процессе освоения младшими школьниками различных дисциплин начального звена обучения;

Ø потребностью учителей-практиков общеобразовательных школ в организации педагогического обеспечения процесса становления коллизийной личностной функции и недостаточной разработанностью этого обеспечения.

2. Таким образом, актуальность исследования объясняется рядом противоречий между:

Ø требованиями современной образовательной парадигмы в предоставлении ученику свободного пространства для проявления своей индивидуальности в позиции активного субъекта и недостаточной разработанностью в теории обучения необходимых для этого условий;

Ø широким дидактическим потенциалом индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной осознанностью их роли в достижении младшими школьниками интеллектуальной самоактуализации в учебно-познавательной деятельности;

Ø объективной потребностью учителей практиков в организации индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников, обеспечивающих их интеллектуальную самоактуализацию, и теоретической не разработанностью необходимого педагогического инструментария.

3. Разработка теоретических и практических аспектов педагогической организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников позволит разрешить следующие противоречия педагогической науки и образовательной практики:

Ø Между потребностью общества в творческой личности, одной из особенностей которой является высокий уровень развития воображения и недостатком внимания к формированию имажинативной деятельности у учащихся в учебном процессе.

Ø Между существующим многообразием игр и упражнений, направленных на развитие воображения, которые предлагается использовать во внеурочное время и отсутствием адаптированной к учебному процессу системы заданий формирования имажинативной деятельности.

Ø Между объективной потребностью современной начальной школы в практике организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников и не разработанностью необходимых для этой цели педагогических условий и соответствующих научно-методических материалов.

4. В связи с этим выявляются противоречия между:

Ø необходимостью формировать рефлексивную функцию интеллекта у младших школьников в образовательном процессе и недостаточной изученностью проблемы ее становления в теории обучения;

Ø потребностью учителей-практиков в системе дидактических средств, направленных на становление рефлексивной функции интеллекта у младших школьников, и их отсутствием в педагогической науке;

Ø направленностью интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе на рефлексию процессуальной стороны интеллектуальной деятельности учащихся и отсутствием теоретического обоснования дидактических условий становления рефлексивной функции младших школьников.

4 Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для исследователя цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает исследователю не сбиться с намеченного пути.

Например:

Тема исследования: Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать реализацию принципа преемственности и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие диагностической компетентности обучающихся в системе непрерывного образования.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятий: «принцип преемственности», «педагогическая диагностика», «диагностическая деятельность».

2. Раскрыть сущность и содержание понятия «диагностическая компетентность субъекта непрерывного образования».

3. Выделить основные критерии, показатели и уровни развития диагностической компетентности субъекта непрерывного образования.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель реализации принципа преемственности в процессе развития диагностической компетентности субъекта педагогического образования.

5. Разработать и внедрить программу и содержание курса по выбору «Преемственность в повышении качества диагностической деятельности педагога».

4 Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задачи — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: