I. Обоснование актуальности исследования.
Задание 1.Проанализируйте обоснование актуальности исследований (по вариантам авторефератов диссертационных исследований) и внесите результаты в следующую таблицу.
Параметр | Сущность параметра | Аргументы автора исследования и их убедительность |
Социальная аргументация педагогической проблемы | Какие новые социальные условия, предпосылки обуславливают актуальность изучаемого педагогического явления сейчас. | |
Освещение данной проблемы в официальных документах. | ||
Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы. | ||
Научная аргументация проблемы | Освещение вопроса в современной теории, степень научной разработки проблемы. | |
С решением каких научных проблем связана проблема исследования. | ||
Какие потребности науки могут быть удовлетворены решением данной проблемы. | ||
Обоснование проблемы с позиций развития (достижений) других наук. | ||
Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиций развития педагогической мысли | Когда и как данная проблема трактовалась раньше | |
Почему в настоящее время проблема вновь актуальна | ||
В чём новизна проблемы сегодня | ||
Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности | Почему данная проблема привлекает внимание практических работников | |
Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы | ||
Какие имеются практические достижения, которые необходимо обобщить и проанализировать |
Ü´ Сделайте вывод относительно убедительности аргументации актуальности темы исследования.
|
|
!……………………………………………………………………………………………………………………………………….
II. Проблема и цель исследования.
& Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Задание 2. Изучив формулировки проблем для ряда педагогических исследований, закончите предложение.
¤ Проблема в педагогических исследованиях, как правило, формулируется в виде!…………………. предложения.
Каковы педагогические условия формирования прагматико-ориентированного отношения у старшеклассников к выбору профессии в образовательном процессе?
Какова технология, обеспечивающая эффективность формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников?
Каковы особенности процесса формирования готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе?
Какой должна быть система оценивания профессиональных достижений студента педвуза с учётом основных требований к учителю?
|
|
4 Проблема в науке, как правило, вытекает из противоречивых ситуаций, выступающих в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующих адекватной теории для их разрешения.
Задание 3. Изучите педагогическиеситуации и укажите с помощью различного подчеркивания ключевых слов возможные формулировки противоречий, требующие разрешения в научных педагогических проектах.
1. В современной системе образования, в педагогической науке и в деятельности учителей наметились противоречия между:
Ø достаточной теоретической разработанностью особенностей личностно-ориентированного образования и недостаточным опытом исследования личностных функций как одного из базовых понятий данной парадигмы;
Ø целесообразностью системы дидактических условий, которые направлены на становление коллизийной личностной функции младших школьников в образовательном процессе, и недостаточной разработкой этого вопроса;
Ø развивающим потенциалом заданий на обнаружение противоречий и его невостребованностью в процессе освоения младшими школьниками различных дисциплин начального звена обучения;
Ø потребностью учителей-практиков общеобразовательных школ в организации педагогического обеспечения процесса становления коллизийной личностной функции и недостаточной разработанностью этого обеспечения.
2. Таким образом, актуальность исследования объясняется рядом противоречий между:
Ø требованиями современной образовательной парадигмы в предоставлении ученику свободного пространства для проявления своей индивидуальности в позиции активного субъекта и недостаточной разработанностью в теории обучения необходимых для этого условий;
Ø широким дидактическим потенциалом индивидуальных образовательных траекторий и недостаточной осознанностью их роли в достижении младшими школьниками интеллектуальной самоактуализации в учебно-познавательной деятельности;
Ø объективной потребностью учителей практиков в организации индивидуальных образовательных маршрутов младших школьников, обеспечивающих их интеллектуальную самоактуализацию, и теоретической не разработанностью необходимого педагогического инструментария.
3. Разработка теоретических и практических аспектов педагогической организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников позволит разрешить следующие противоречия педагогической науки и образовательной практики:
Ø Между потребностью общества в творческой личности, одной из особенностей которой является высокий уровень развития воображения и недостатком внимания к формированию имажинативной деятельности у учащихся в учебном процессе.
Ø Между существующим многообразием игр и упражнений, направленных на развитие воображения, которые предлагается использовать во внеурочное время и отсутствием адаптированной к учебному процессу системы заданий формирования имажинативной деятельности.
Ø Между объективной потребностью современной начальной школы в практике организации формирования имажинативной деятельности у младших школьников и не разработанностью необходимых для этой цели педагогических условий и соответствующих научно-методических материалов.
4. В связи с этим выявляются противоречия между:
Ø необходимостью формировать рефлексивную функцию интеллекта у младших школьников в образовательном процессе и недостаточной изученностью проблемы ее становления в теории обучения;
Ø потребностью учителей-практиков в системе дидактических средств, направленных на становление рефлексивной функции интеллекта у младших школьников, и их отсутствием в педагогической науке;
|
|
Ø направленностью интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе на рефлексию процессуальной стороны интеллектуальной деятельности учащихся и отсутствием теоретического обоснования дидактических условий становления рефлексивной функции младших школьников.
4 Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для исследователя цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает исследователю не сбиться с намеченного пути.
Например:
Тема исследования: Реализация принципа преемственности в развитии диагностической компетентности субъекта непрерывного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать реализацию принципа преемственности и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие диагностической компетентности обучающихся в системе непрерывного образования.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятий: «принцип преемственности», «педагогическая диагностика», «диагностическая деятельность».
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «диагностическая компетентность субъекта непрерывного образования».
3. Выделить основные критерии, показатели и уровни развития диагностической компетентности субъекта непрерывного образования.
4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить модель реализации принципа преемственности в процессе развития диагностической компетентности субъекта педагогического образования.
5. Разработать и внедрить программу и содержание курса по выбору «Преемственность в повышении качества диагностической деятельности педагога».
4 Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задачи — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?».