Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно. Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений приведенные упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2—3 мин. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.
Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат. Исходя из этого считать в упражнениях 1—3 следует также активным шепотом.
|
|
Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения, они проверяются характером звука.
Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь,— на качество певческого дыхания. В этой цепи действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твердо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться. Исполнение упражнения, построенного на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие навыки хорошего певческого дыхания.
Регулятором продолжительности фонационного вдоха является длина музыкальной фразы. На начальном этапе работы с хором особенно важно выбирать произведения с учетом степени развития навыка экономного распределения дыхания при пении. Для начала следует брать песни с короткими музыкальными фразами, на последующих этапах работы — с более длинными. Если музыкальная фраза оказалась для данных певцов слишком длинна, то в процессе разучивания произведения допустимо немного ускорить темп, а затем постепенно его замедлить до нужного.
Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На репетициях хористы часто не могут долго сохранять необходимую подтянутость. Особенно трудно добиться сохранения правильной певческой установки в детском хоре. Нарушение правильной позы есть признак утомления певцов. В этом случае целесообразно проделать 2—3 глубоких вдоха с поднятием рук вверх и опусканием их вниз при медленном выдохе после задержки дыхания на несколько секунд. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пение сидя и стоя. Веселая шутка, похвала также снимают усталость, поднимают настроение певцов, повышают работоспособность.
|
|
4. ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ
Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей, ветерок» и многих других.
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приема цепного дыхания требует от певцов большой техники и внимания. Особенность такого дыхания заключается в том, что это — коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом; не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот; дыхание брать незаметно и быстро; вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т. е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места;
чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом хора можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться менять дыхание внутри длинных нот быстро и незаметно. С этой целью можно рекомендовать петь упражнение, построенное на нисходящем или восходящем гаммообразном звукоряде, с большими длительностями без пауз и цезур. Например:
Упражнение исполняется несколько раз в различных тональностях и пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю, на, ма и т. п.
Дирижеру необходимо следить за тем, чтобы певцы не брали дыхание на стыке ступеней и не одновременно, а поочередно, внутри длинных нот. В хоровых партиях для каждого певца должны быть указаны места, где можно возобновлять дыхание. Это особенно рекомендуется делать при пении на цепном дыхании в малых по составу вокальных ансамблях. В больших же хоровых коллективах обычно применяется метод свободного выбора каждым певцом времени возобновления дыхания при соблюдении главного условия — не брать дыхания одновременно с соседом, что возможно лишь при наличии большого опыта у хористов, когда у них высоко развито чувство ансамбля и есть понимание своей роли в коллективе.