Восьмёрка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно. Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Для формирования более прочного навыка правильных дыха­тельных движений приведенные упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2—3 мин. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с детским хором.

Нередко в практике хоровой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепо­том с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыха­тельные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат. Исходя из этого считать в упражнениях 1—3 следует также активным ше­потом.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в про­цессе самого пения, они проверяются характером звука.

Как уже было сказано, тип дыхания влияет на качество зву­ка, а звук, в свою очередь,— на качество певческого дыхания. В этой цепи действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мяг­ко или взволнованно, твердо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно ме­няться. Исполнение упражнения, построенного на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие на­выки хорошего певческого дыхания.

Регулятором продолжительности фонационного вдоха являет­ся длина музыкальной фразы. На начальном этапе работы с хо­ром особенно важно выбирать произведения с учетом степени раз­вития навыка экономного распределения дыхания при пении. Для начала следует брать песни с короткими музыкальными фразами, на последующих этапах работы — с более длинными. Если музы­кальная фраза оказалась для данных певцов слишком длинна, то в процессе разучивания произведения допустимо немного ускорить темп, а затем постепенно его замедлить до нужного.

Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На репетициях хористы часто не могут долго сохранять необходимую подтяну­тость. Особенно трудно добиться сохранения правильной певче­ской установки в детском хоре. Нарушение правильной позы есть признак утомления певцов. В этом случае целесообразно проде­лать 2—3 глубоких вдоха с поднятием рук вверх и опусканием их вниз при медленном выдохе после задержки дыхания на несколь­ко секунд. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пе­ние сидя и стоя. Веселая шутка, похвала также снимают уста­лость, поднимают настроение певцов, повышают работоспособ­ность.

4. ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ

Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (на­пример, русской народной песни «Степь да степь кругом», латыш­ской народной песни «Вей, вей, ветерок» и многих других.

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве слу­чаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цеп­ного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приема цепного дыхания требует от певцов большой техники и внимания. Особенность такого дыхания заключается в том, что это — коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом; не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по воз­можности внутри длинных нот; дыхание брать незаметно и быстро; вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т. е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места;

чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звуча­нию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом хора можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяж­ности общего звучания хора.

Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться менять дыхание внутри длинных нот быстро и незаметно. С этой целью можно рекомендовать петь упражнение, построен­ное на нисходящем или восходящем гаммообразном звукоряде, с большими длительностями без пауз и цезур. Например:


Упражнение исполняется несколько раз в различных тональ­ностях и пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю, на, ма и т. п.

Дирижеру необходимо следить за тем, чтобы певцы не брали дыхание на стыке ступеней и не одновременно, а поочередно, внутри длинных нот. В хоровых партиях для каждого певца долж­ны быть указаны места, где можно возобновлять дыхание. Это особенно рекомендуется делать при пении на цепном дыхании в малых по составу вокальных ансамблях. В больших же хоровых коллективах обычно применяется метод свободного выбора каж­дым певцом времени возобновления дыхания при соблюдении главного условия — не брать дыхания одновременно с соседом, что возможно лишь при наличии большого опыта у хористов, когда у них высоко развито чувство ансамбля и есть понимание своей роли в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: