double arrow

Основные понятия и термины. АТРИБУТ (лат. — придаю, наделяю) — необходимое всеобщее свойство предмета, без которого он перестает быть самим собой

2

АТРИБУТ (лат. — придаю, наделяю) — необходимое всеобщее свойство предмета, без которого он перестает быть самим собой. В диалектическом материализме понятием атрибут характеризуют неотъемлемые, внутренне присущие материи свойства. Например, так говорят о движении как об атрибуте материи.

ВЕЧНОСТЬ — в античности понятие вечность было синонимом понятию «век» (эон), что означало «жизненную силу», продолжительность человеческой жизни. Начиная с Платона, вечность противопоставляется времени. Время течёт от прошлого к будущему, неподвижный эон вечно пребывает в одном, о нём нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть» и отражает неподвижность умопостигаемого мира идей, которая противостоит движущемуся времени эмпирического мира. В христианстве две вечности: вечность тварная, подобно времени имевшая начало и вечность Бога, стоящая над этим противопоставлением. В материализме под вечностью понимается бесконечность времени существования материального мира, несотворенного и неуничтожимого. Вечность присуща лишь материи в целом, каждая отдельно взятая материальная система рассматривается как преходящая, имеющая начало и конец во времени.

ВРЕМЯ — философская и общенаучная категория, в которой нашло выражение разнообразие представлений о времени:

· Длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Р. Декарт, П. Гольбах).

· Внутренняя характеристика души, фиксируется только настоящее, окруженное небытием (А. Августин).

· Форма проявления абсолютной вечности, преходящая длительность (Платон, Г. Гегель).

· Однородная для всей Вселенной абсолютная длительность (И. Ньютон).

· Форма упорядочивания комплекса ощущений (Дж. Беркли, Д. Юм).

· Априорная форма чувственного созерцания (И. Кант).

· Атрибут материи, выражающий длительность и последовательность изменений (Ф. Энгельс, В. Ленин).

Основные концепции времени: субстанциональная, которая рассматривает время как длительность, и реляционная рассматривающая время как особого рода отношение между объектами и процессами. Обсуждая проблему необратимости времени ученые говорят о трех «стрелах Времени»:

· А. Эддингтон: стрела времени есть свойство энтропии (энтропия – мера беспорядка системы — во всех реальных процессах может только увеличиваться).

· Э. Хаббл: космологическая стрела времени — направление хода времени определяется расширением Вселенной, если когда-нибудь расширение сменится сжатием, то космологическая стрела времени получит направление, противоположное современному.

· М. Хайдеггер, В.И. Вернадский: психологическая стрела времени указывает на отличие временных процессов в «живом веществе» в отличие от «косной материи».

ВРЕМЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ — термин, указывающий на специфику протекания времени в живых организмах, в его основе лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов. Научно обоснованная идея о биологическом времени принадлежит В.И. Вернадскому, который этим понятием обозначал время, связанное с жизненными явлениями. Биологическое время отличается от физического времени, примером может служить календарный и биологический возраст человека. Особенно это касается стрессовых ситуаций, когда время «сжимается» или «растягивается». Биологические ритмы, протекание биологических процессов во времени представляют собой центральную проблему области биологии, называемой хронобиология.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. Например, первобытные люди воспринимали мир как раз и навсегда данное и неизменное, они представляли время лишь как границы жизни и не придавали ему социального значения. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени. Подлинное понимание социального времени начинается с эпохи Возрождения, появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой, представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени. Категория социального времени помогает показывать историю в движении и изменении. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание.

ГОМОМОРФИЗМ (греч. — равный и образ) — это отношение соответствия между реальностью и более или менее полной и точной совокупностью образов этой реальности, возникающих в нашем сознании. Поскольку любой объект реальности предполагает рассмотрение его в виде совокупности элементов, то при гомоморфизме говорят об отношении между системами объектов. Такое соответствие между двумя системами объектов с определёнными для этих объектов отношениями предполагает, что:

· Каждому объекту первой системы поставлен в соответствие ровно один объект второй системы и каждому отношению первой системы поставлено в соответствие ровно одно отношение второй системы.

· Гомоморфный образ какой-либо системы в определённом смысле является моделью этой системы.

Примерами гомоморфизма могут служить: отношение между местностью и картой этой местности; между негативом и готовым фотоснимком; между радиоприемником и его схемой.

ДВИЖЕНИЕ — важнейший атрибут, способ существования материи.Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменениевообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи. Движение ма­терии абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, далее, вместе с Солн­цем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устой­чивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Таким образом, движение определяет:

· свойства;

· структурную организацию;

· характер существования материи.

Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в раз­личных формах. Ф. Энгельс предложил первую классификацию движения:механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

ИЗОМОРФИЗМ (греч. — одинаковый и форма) — взаимно-однозначное соответствие двух систем, рассматриваемых отвлечённо от природы составляющих их элементов. При этом системы называются изоморфными, если каждому элементу первой системы соответствует лишь один элемент второй и каждой связи в одной системе соответствует связь в другой и обратно.

МАТЕРИЯ (лат. — материя, вещество, первичное начало) — философская категория для обозначения первичной данности любого предмета, того начала, из которого происходят эти предметы. Объективная реаль­ность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражае­мая им. Материя охватывает бесконечное множество ре­ально существующих объектов и сис­тем мира, является субстанциальной ос­новой всевозможных свойств и форм движения.

Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объек­тов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с дви­жением, способна к постоянному са­моразвитию, которое на определённых эта­пах, при наличии благоприятных усло­вий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Субстанциальность, все­общность и абсолютность материи характе­ризуют материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы оп­ределённым видом или состоянием материи, её свойством или формой движения, продуктом её исторического развития. Материя неисчерпаема, и её познание потенциально неограни­чено. Вместе с тем материя всегда обладает упорядоченной системной организаци­ей и неотделима от различных свойств и форм движения. С точки зрения современной науки основные формы материи — это:

· системы неживой природы (элементар­ные частицыи поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков);

· био­логические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека);

· социально организованные системы (че­ловек, общество).

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер её проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимное отражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае — в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации.

Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает её специфику в различных сферах реального мира — в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

ПРОСТРАНСТВО — категория философии для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. К универсальным свойствам пространства относятся:

· объективность – независимость от нашего сознания;

· неразрывная связь со временем;

· связь с движением материи;

· бесконечность.

К специфическим свойствам пространства относятся:

· трехмерность;

· однородность и изотропность;

· непрерывность на макроуровне.

ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — категория философии и методологии истории, одна из объективных форм существования общественной жизни. Социальное пространство связано со становлением единой мировой истории, которая существовала не всегда.

Так, социальное пространство первобытного общества было крайне ограничено. С переходом к классовому обществу оно расширяется. С переходом к капиталистическому способу производства начинается интенсивное становление единой всемирной истории, т.е. единого социального пространства, оно охватывает такие сферы взаимодействия людей как материальное и духовное производство, политическую, экономическую, культурную сферы. Таким образом, во всемирном масштабе сложилось единое социальное пространство, на котором расположились сотни государств и народов, занимающих разные политические пространства, размеры которых определяются экономической и военной мощью, территорией и людскими ресурсами.

РАЗВИТИЕ — категория философии, которая представляет собой закономерное, це­лостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определён­ную направленность. Эта направлен­ность является равнодействующей от сложения различных внутренних тен­денций изменения, вытекающих из за­конов движения системы и наличных внешних условий. Формы развития ма­терии могут быть весьма многообраз­ными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм дви­жения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит ус­ложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие (регрессивное) выражает, напро­тив, деградацию и распад системы, упрощение форм её движения. По сравнению с развитием, движение является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в том числе внешнее и слу­чайное, не соответствующее внутрен­ним законам развития системы.

СУБСТАНЦИЯ ( лат. — сущность, то, что лежит в основе) — первооснова, объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует. Второе определение субстанции — материя в аспекте единства всех форм её движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Через понятие субстанции отыскивалось определение последних оснований всего сущего.

Тесты и тестовые задания

1. Атрибутами материи являются:

1) Пространство.

2) Время.

3) Движение.

4) Хрупкость.

5) Твердость.

2. Атрибут материи, выражающий длительность и последовательность изменений – это:

1) Время.

2) Пространство.

3) Движение.

3. В субстанциональной концепции время рассматривается:

1) Как длительность.

2) Как особого рода отношение между объектами.

4. Термин, указывающий на специфику протекания времени в живых организмах:

1) Биологическое время.

2) Физическое время.

3) Социальное время.

5. Изменениевообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний – это:

1) Движение.

2) Развитие.

3) Прогресс.

4) Регресс.

6. Материи присущи свойства:

1) Системность.

2) Абсолютность.

3) Неисчерпаемость.

4) Отражение.

5) Уничтожимость.

7. Категория философии для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов:

1) Пространство.

2) Время.

3) Движение.

4) Материя.

8. Специфические свойства: трехмерность; однородность и изотропность, - присущи:

1) Пространству.

2) Времени.

3) Движению.

4) Материи.

2

Сейчас читают про: