Дошкольный возраст. Этот возраст включает в себя младен­ческий (до 1 года), преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и стар­ший дошкольный (от 3 до 7 лет) периоды жизни ребенка

Этот возраст включает в себя младен­ческий (до 1 года), преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и стар­ший дошкольный (от 3 до 7 лет) периоды жизни ребенка.

Ведущую роль в развитии личности играет активность самого ре­бенка, проявляющаяся в различных видах его деятельности. Та­кими видами в дошкольном возрасте являются деятельность обще­ния, предметная деятельность, игра, учение, элементарная трудовая деятельность. В состав любой деятельности, как известно, входят следующие элементы; потребность в деятельности, предмет деятель­ности, средства действия, осуществляемые с предметом, и, наконец, результат деятельности. Научные данные показывают, что ребенок овладевает не сразу всеми этими элементами, он нуждается в помощи, руководстве взрослых. Многообразие и богатство деятель­ности зависят в значительной мере от социальных условий, воспитания и обучения.

В первые месяцы жизни основными видами деятельности ребен­ка являются общение с взрослыми и действия с предметами. В процессе общения с ребенком взрослый вводит его в мир предметов, формирует отношение к ним, обучает приемам дей­ствий с ними. Отражательная деятельность ребенка на первом году жизни еще крайне элементарна. В частности, он способен полно­ценно воспринимать лишь некоторые наиболее яркие предметы, причем они для него выступают вне связи с другими.

Несмотря на простоту отражательной и двигательной активнос­ти, значение этого этапа в жизни ребенка огромно: он подготав­ливает переход его на новую стадию развития – стадию преддошкольного детства. Ко второму полугодию третьего года простей­шие формы манипуляции с предметами достигают такого уровня развития, который характеризует готовность ребенка к игровой и продуктивной деятельности.

Основным достижением ребенка в преддошкольном возрасте является овладение ходьбой и речью. Овладение ходьбой не толь­ко дает возможность передвигаться самому, но самым положи­тельным образом влияет на развитие психики. Теперь объектом его манипуляций являются и мамины туфли, и бабушкины очки, ка­рандаши и ручки. Причем возможность подойти к ним позволяет изучать их с разных точек зрения, чего он был лишен раньше. Ре­бенок действует с предметами, выявляет их свойства, складывая из кубиков башенки и разбирая их, практически овладевает мысли­тельными операциями анализа, синтеза, сравнения, различения.

Громадную роль в становлении личности ребенка играет речь. Он усваивает основные и тормозные сигналы «надо», «нельзя», оценочные сигналы «хорошо» и «плохо». На этой ступени разви­тия личности ребенок начинает выделять себя из окружающих людей, стремится частично ограничить опеку взрослых («Я сам»). Первые формы самосознания, складывающиеся к трем годам, ста­новятся началом формирования мотивации поведения.

В старшем дошкольном возрасте продолжают интенсивно протекать

процессы созревания детского организма: темпы роста от трех до пяти лет несколько замедляются по сравнению с предыдущим воз­растным периодом, но от пяти до восьми лет снова повышаются (годовая прибавка в росте составляет 6 см). Одновременно с общим ростом и увеличением массы тела идут процессы анатомических изменений и функционального развития всех основных систем организма. Происходит постепенное окостенение скелета, возрастает масса мышц, повышается работоспособность детского организма. Наряду с этим для него характерна быстрая утомляемость и истощаемость нервных клеток. Высокая возбудимость нервной системы, особенно двигательных областей коры головного мозга, объясняет большую подвижность детей старшего дошкольного возраста.

В этот период ребенок все более самостоятельно, по собственному убеждению и замыслу осуществляет разнообразные поведенческие акты и сложные бытовые, игровые и учебные действия. Все еще подражая окружающим взрослым, старший дошкольник начинает проявлять все большую избирательность.

В старшем дошкольном возрасте еще более возрастает роль игровой продуктивной деятельности. В дидактических играх малень­кие дети усваивают различные способы действий, ведущие к усвое­нию конкретных знаний о количествах, формах, величинах, цветах, функциях и назначениях различных предметов. Подвижные игры, гимнастические упражнения способствуют развитию движений и пространственной ориентировки. В совместных играх дети осознают и усваивают нормы людских взаимоотношений, расширяют пред­ставления об окружающем мире.

Источником дальнейшего физического и психического развития детей становится их продуктивная деятельность – рисование, лепка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: