Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по нескольку часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учительница, делать все только так, как она того требует.
До школы ребенок познавал только то, что было ему необходимо в играх или в сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, что неинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы, донаучные житейские понятия.
В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать, что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления, знания, близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы переводить мысль ребенка к постижению закономерных связей вещей и явлений.
В. А. Сухомлинский рассказывал, как он использовал для оживления мысли и воображения детей общение с природой. Однажды он повел детей вечером наблюдать заход солнца, попросил ребят посмотреть на зеленые кусты, растущие по склону балки, и сказать, что они им напоминают. Одни дети видят зеленые тучки, которые прилепились отдохнуть, другим кажется, что кусты похожи на морские волны, третьим—на муравьиные кучи. А одна девочка сказала, что кусты напоминают ей отару овец, остановившуюся на ночлег.
Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще легко отвлекаются от неинтересной для них работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в то же время все обучение строить на одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания, способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельности придут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение – это труд, требующий серьезного волевого напряжения.
Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным еще умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность, несдержанность, неорганизованность. Между тем, замечал А. С. Макаренко, можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу, к дверям, к окнам и т. д. Нельзя просто запретить двигаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. В распоряжении учителя – экскурсии и лагеря с палатками и шалашами, катание на лодках и рыбная ловля, совместный труд, туризм, физкультура и спорт.
Поступая в школу, ребенок еще не имеет сколько-нибудь значительного опыта коллективной жизни. Отсюда – жалобы, жадность, неумение подчинить свои желания общему делу. Весь строй школьной жизни, деятельность октябрятских звездочек и пионерских отрядов, общественно полезный труд, совместные походы, игры и развлечения постепенно формируют у детей, по выражению Н. К. Крупской, «общественные инстинкты» и навыки общественного поведения. Вместе с тем следует иметь в виду, что стихийно складывающиеся детские коллективы иногда превращаются в группы, в которых господствует кулачное право, эксплуатация слабых сильными, грубость и бессердечие. Такого рода детские объединения нуждаются в постоянном внимании и педагогическом руководстве.