Подростковый возраст. Самая характерная особенность этого возраста – превращение ребенка во взрослого, переход от детства к взрослости

Самая характерная особенность этого возраста – превращение ребенка во взрослого, переход от детства к взрослости.

Подросток, подобно ребенку, жадно впитывает в себя все впечат­ления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, черпает в нем силу и отвагу, но еще не знает меры своих сил. Подросток стано­вится в значительно большей степени участником жизни взрослых, на нем лежат более ответственные обязанности в семье. Меняется отношение к подростку и со стороны окружающих. Взрослые уже не считают его маленьким, каким считали, когда он учился в на­чальных классах. Но духовные и физические силы его еще недоста­точно крепки, чтобы быть взрослым, чтобы осуществлять свои дале­ко идущие планы. В этом состоит внутренняя противоречивость подросткового возраста.

Осознание своего физического развития вызывает у подростка желание подчеркнуть собственное достоинство, стремление к само­стоятельности. Подросток хочет что-то значить. Все это повышает его активность, развивает творческую инициативу, включает в общественную жизнь, поднимает ответственность и чувство долга. Названные особенности делают подростковый возраст особенно благоприятным для формирования социальной позиции школьника.

Нельзя, конечно, забывать и о том, что подросток доставляет немало хлопот родителям и педагогам, которые отмечают у него грубость, повышенную раздражительность, стремление к одиноче­ству, упрямство и негативизм, снижение успеваемости. У подростка происходит своеобразная переоценка ценностей: былые авторитеты нередко утрачивают над ним власть. Критикуя других, он, однако, еще не всегда способен дать самому себе объективную оценку.

Ему свойственны беспричинные срывы, колебания от застенчи­вости к бахвальству, от энтузиазма к апатии, неровное отношение к противоположному полу.

Буржуазные ученые, как известно, основную причину такого по­ведения подростков видят в половом созревании. Они считают, что нагрузка на мозг в этот период так велика, что он не может с нею справиться. Не отрицая биологического фактора, можно уверенно сказать, что особенности соматического и духовного развития под­ростка не являются тормозом для всестороннего формирования его личности.

Успеха в работе с подростком достигают те учителя и родители, которые умеют проникнуть в его внутренний мир, выявить его ак­туальные потребности и способы их удовлетворения.

Самым глубоким источником активности подростков выступает их потребность в самоутверждении. Для этого школа и семья рас­полагают обширными средствами, вовлекающими подростка в сферу общения, труда и учения. При этом надо помнить, что подросток любит романтику, загадочность, дух соперничества и соревнование.

В школьном коллективе, ядро которого составляют пионерская и комсомольская организации, подросток может и должен найти при­менение своим силам, удовлетворить растущие интересы, получить первоначальный опыт трудового служения обществу.

Большое место в жизни подростка занимает межличностное об­щение, в процессе которого создаются отношения сотрудничества, товарищества и дружбы. Возникающие в системе этих избиратель­ных отношений симпатии и антипатии, солидарность и отчужденность, коллективизм и индивидуализм должны стать предметом пристального внимания педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: