Если подростки хотят казаться взрослыми, то юноши и девушки действительно становятся ими. Это возраст, когда школьники вступают в пору физической и духовной зрелости.
Юность – завершающий этап созревания и формирования личности. Это прежде всего проявляется в развитии самостоятельности. Уже подросток с присущей ему жаждой самоутверждения проявляет громадный интерес к собственному «я» и его свойствам. Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что способен. Но он уже начинает осознавать свои качества в сопоставлении с достигнутым результатом и обобщенным представлением о жизненном идеале. Философская направленность мышления юношей и девушек приводит их к самоанализу, самонаблюдению и самоопределению. Подражательная деятельность в этом возрасте если и выступает, то в скрытом виде.
Большое место в жизни юношей и девушек занимает деятельность общения и связанного с ним обособления. Если подростку достаточно просто участвовать в коллективной жизни, быть вместе со всеми, то старшекласснику важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным в группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Расширение круга общения и жизнедеятельности старшего школьника увеличивает число групп и коллективов, к которым он принадлежит или на которые он ориентируется. Неорганизованные формы общения могут порождать стихийные уличные сообщества, которые строятся на основе антисоциальных ценностей. Преодолению отрицательных последствий стихийности должна служить деятельность организованных коллективов, органов ученического самоуправления, комсомола.
|
|
В юношеском возрасте резко усиливается потребность в интимной дружбе. Юношеская дружба в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности любовь. Первая любовь потому так благоуханна, писал А. И. Герцен, что она – страстная дружба. Новейшие психологические исследования подтверждают мысль, высказанную А. С. Макаренко: «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей».
Старший школьник стоит на пороге самостоятельной жизни. Это делает особенно интенсивным процесс его социальной и профессиональной ориентации.