double arrow

Типология коллективов


Человек на протяжении всей своей жизни и одновре­менно входит в состав многих коллективов, разных:

• по содержанию объединяющей их членов деятельности:

УЧЕБНЫЕ– членов коллектива объединяет учебно-по­знавательная деятельность; основные фор­мы объединения – образовательное учреж­дение, учебный класс, учебная группа.

ТРУДОВЫЕ– членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения – предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структур­ное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.).

НАУЧНЫЕ– членов коллектива объединяет общая про­грамма научно-исследовательской деятель­ности; основные формы объединения – ис­следовательские группы, кафедры, лабо­ратории, НИИ, ВНИКи и др.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ –членов коллек­тива объединяют духовные и обществен­ные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально-професси­ональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения – общественные орга­низации, движения, союзы (в т.ч. профес­сиональные), ассоциации, партии и т.п.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ –объединяет чле­нов коллектива деятельность в определен­ной области искусства и культуры; основ­ные формы объединения – творческие ма­стерские, труппы, творческие союзы, клу­бы, учреждения культурно-просветитель­ского профиля.

КЛУБНЫЕ– членов коллектива объединяет непрофес­сиональная деятельность, в основе кото­рой лежат их интересы и увлечения (хоб­би), стремление к межличностному обще­нию, потребность в организации досуга; ос­новные формы объединения – клубы, кружки и т.д.

СПОРТИВНЫЕ– членов коллектива объединяет совме­стная спортивная деятельность; основные формы объединения – команды, секции, спортивные школы, общества.

• по внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство):

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ– коллективы, созданные для ре­шения конкретных социально-производствен­ных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ– коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образователь­ных) задач, состоящие из двух взаимосвя­занных, относительно самостоятельных – детского (воспитанники, учащиеся) и пе­дагогического (воспитатели, учителя) – коллективов.

• по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений:

ПЕРВИЧНЫЕ– небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное меж­личностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д.

ВТОРИЧНЫЕ– более сложные по своему составу кол­лективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов кол­лектива целей и задач содержание их дея­тельности может быть различным, отсут­ствуют или ограничены прямые межлич­ностные контакты.

• по юридически (социально) фиксированному статусу:

ФОРМАЛЬНЫЕ– коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (напр.: коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы).

НЕФОРМАЛЬНЫЕ– коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интере­сов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Неформальные объединения (коллективы) играют важную (в зависимости от их направленно­сти – положительную или нега­тивную) роль в формировании личности человека.

• по длительности функционирования:

ПОСТОЯННЫЕ– длительно существующие: школьный, классный, производственный коллектив.

ВРЕМЕННЫЕ– коллективы, существующие в течение определенного времени: коллектив летне­го оздоровительного лагеря, коллектив вре­менного трудового объединения (отряда, бригады), временный научно-исследова­тельский (творческий) коллектив и др.

СИТУАТИВНЫЕ– коллективы, создаваемые или создаю­щиеся для выполнения локальной задачи: сводные отряды у А. С. Макаренко, объеди­нения, организующие коллективные твор­ческие дела в школе В.А. Караковского и т.п.

Очевидно, что различные коллективы мо­гут иметь общий состав, их задачи на оп­ределенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по-своему неповторим и этой неповторимостью обусловлены ха­рактер и степень его влияния на личность.

Известно, что широта человеческих связей определяет богатство человеческих отношений, следовательно, вклю­чение человека в деятельность разнообразных коллекти­вов и разумная (педагогически целесообразная, тактич­ная) интеграция их воздействий обеспечивают если и не достаточные, то совершенно необходимые условия для ду­ховного развития личности.


Сейчас читают про: