Человек на протяжении всей своей жизни и одновременно входит в состав многих коллективов, разных:
• по содержанию объединяющей их членов деятельности:
УЧЕБНЫЕ – членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединения – образовательное учреждение, учебный класс, учебная группа.
ТРУДОВЫЕ – членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения – предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структурное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.).
НАУЧНЫЕ – членов коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности; основные формы объединения – исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи и др.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ – членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения – общественные организации, движения, союзы (в т.ч. профессиональные), ассоциации, партии и т.п.
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ – объединяет членов коллектива деятельность в определенной области искусства и культуры; основные формы объединения – творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля.
КЛУБНЫЕ – членов коллектива объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребность в организации досуга; основные формы объединения – клубы, кружки и т.д.
СПОРТИВНЫЕ – членов коллектива объединяет совместная спортивная деятельность; основные формы объединения – команды, секции, спортивные школы, общества.
• по внешне заданной функции (коллектив – инструмент, средство):
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ – коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных – детского (воспитанники, учащиеся) и педагогического (воспитатели, учителя) – коллективов.
• по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений:
ПЕРВИЧНЫЕ – небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д.
ВТОРИЧНЫЕ – более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержание их деятельности может быть различным, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты.
|
|
• по юридически (социально) фиксированному статусу:
ФОРМАЛЬНЫЕ – коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (напр.: коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы).
НЕФОРМАЛЬНЫЕ – коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.
Неформальные объединения (коллективы) играют важную (в зависимости от их направленности – положительную или негативную) роль в формировании личности человека.
• по длительности функционирования:
ПОСТОЯННЫЕ – длительно существующие: школьный, классный, производственный коллектив.
ВРЕМЕННЫЕ – коллективы, существующие в течение определенного времени: коллектив летнего оздоровительного лагеря, коллектив временного трудового объединения (отряда, бригады), временный научно-исследовательский (творческий) коллектив и др.
СИТУАТИВНЫЕ – коллективы, создаваемые или создающиеся для выполнения локальной задачи: сводные отряды у А. С. Макаренко, объединения, организующие коллективные творческие дела в школе В.А. Караковского и т.п.
Очевидно, что различные коллективы могут иметь общий состав, их задачи на определенных этапах совпадают, но при этом каждый коллектив по-своему неповторим и этой неповторимостью обусловлены характер и степень его влияния на личность.
Известно, что широта человеческих связей определяет богатство человеческих отношений, следовательно, включение человека в деятельность разнообразных коллективов и разумная (педагогически целесообразная, тактичная) интеграция их воздействий обеспечивают если и не достаточные, то совершенно необходимые условия для духовного развития личности.